Нургуль ЖУМАГАЛИЕВА пришла в ЦОН, чтобы получить электронную подпись и с её помощью облегчить себе доступ к различным видам услуг. «Буду получать справки об имуществе, комуслуги оплачивать и всё прочее через интернет, так намного удобнее», – говорит Нургуль.
Услуги через портал электронного правительства оказываются уже два года. Самыми популярными на данный момент являются получение справки о наличии или отсутствии недвижимости, а также справки о правах на имущество. На самом деле список услуг, которые можно получать, не выходя из дома, очень широк и включает в себя 70 наименований. В планах расширение этого списка ещё на 15 услуг по линии министерства труда и социальной защиты населения, МВД, местных исполнительных органов.
На днях областной Центр обслуживания населения совместно с областным филиалом АО «НИТ» провёл акцию «День открытых дверей», в ходе которой посетителям рассказывали, как получить электронную подпись и как ею пользоваться. Получить подпись можно двумя путями. Первый: в online-режиме со своего компьютера на сайте www.pki.gov.kz. Для этого потребуются две программы – Java и GammaTech, их можно скачать тут же, на этом сайте. Физические лица указывают свой ИИН, а юридические лица еще и БИН, выбирают два ключа и центр регистрации, в качестве которых выступают местные ЦОНы. Их в области пять: два в городе Атырау и по одному в Курмангазинском, Макатском и Жылыойском районах. Затем распечатанный бланк-заявление вместе с документами необходимо отнести для подтверждения в ЦОН.
Другой путь – offline. Нужно прийти с удостоверением личности в ЦОН, где постоянно работает уголок электронного правительства, и заполнить заявление-согласие, остальное операторы сделают сами. Частный предприниматель Калима СУПЕГАЛИЕВА уже успела оценить удобства работы в online-режиме, всю налоговую отчётность она сдаёт именно в электронном виде. Поэтому решила теперь интернетизировать и другие сферы своей жизни. «Постоянно ведь требуются какие-либо справки, приходится ездить по организациям, выстаивать очереди. В данный момент меня особенно волнует земельный вопрос. Сейчас узнаю, как можно делать запросы через интернет, и надеюсь, у меня отпадет необходимость посещать ЦОН», – говорит Калима. Работники ЦОНа рассказали ей и другим посетителям о новостях электронного правительства. Новшествами стали так называемые композитные, или составные услуги. В качестве примера можно привести обычную жизненную ситуацию: в семье родился ребёнок, родителям необходимо получить свидетельство о рождении, оформить пособие на ребенка, подать заявление на очередь в садик. Все эти процедуры отнимают время. Теперь планируется оформлять эти документы комплексно, на основании одного обращения оказывать все перечисленные услуги.
Ещё одно нововведение касается подачи заявления на регистрацию брака. «На сайте электронного правительства заявитель №1 – будущий муж – заполняет необходимые поля в электронной форме заявления, он же указывает данные заявителя №2 – будущей супруги. Кроме того, ему необходимо будет оплатить государственную пошлину через платежный шлюз электронного правительства. После этого он подписывает электронное заявление и отправляет запрос на подтверждение своей невесте. Она должна будет подписать заявление, тем самым подтвердив запрос жениха. Со шлюза электронного правительства заявление отправляется в ЗАГС. Операторы ЗАГСа проверяют достоверность информации и отправляют молодым людям уведомление», – говорит начальник отдела по сопровождению информационных систем АО «НИТ» Асылбек АСАНУЛЫ. «Электронное» заявление на заключение брака регистрируется только в том случае, если это первый брак и у вступающих в брак нет детей. Все остальные новости можно узнать на сайте www.egov.kz.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото В. Истомина