Кто загрязняет воздух в Атырау? Как выдаются разрешения на эмиссии в окружающую среду? Что нужно, чтобы наш регион официально признали экологически неблагополучным? На эти и другие вопросы «АЖ» отвечает главный государственный экологический инспектор Атырауской области Сырым ТЛЕГЕНОВ.
«СТАРАЕМСЯ СНИЖАТЬ ЛИМИТЫ»
– Сырым Бактыгалиевич, как идет реализация «Дорожной карты», принятой для решения экологических проблем Атырауской области?
– Каждый проект имеет свой срок реализации. Например, срок рекультивации полей испарения Тухлая Балка рассчитан до 2023 года. Но это очень долго. Недавно состоялось большое заседание с участием акима области и представителей крупных предприятий в регионе. Там мы подняли вопрос о сокращении срока реализации этого трехлетнего проекта стоимостью 1 млрд 269 млн тенге..
– И что вам ответили?
– Конкретного решения не приняли. Скоро должен быть подготовлен протокол заседания. Если там обозначат конкретные сроки, будут рассматриваться пути исполнения.
– Каким образом департамент экологии выдаёт предприятиям лимиты на эмиссию в окружающую среду, как они рассчитываются?
– Для этого предприятие с наличием лицензии на природопользование предоставляет нам проектную документацию рабочей мощности. Путем специальной методики эмиссия рассчитывается согласно объему загрязняющих веществ в выбросах источников. Например, предприятие для получения разрешения на эмиссию отопительного котла отапливаемого здания рассчитывает объем потребляемого газа в год. Допустим, если ежегодно котёл потребляет 20 тысяч кубометров газа, мы исчисляем загрязняющие вещества, выделяемые от данного объема и устанавливаем лимит.
– Лимит предоставляется раз в год?
– Да, но если у предприятия планы, например, на бурение еще 5 скважин, оно может внести изменения в рабочий проект и сделать заявку на дополнительные лимиты.
– В каких ещё случаях меняется лимит?
– Скажем, в начале года компания, получившая лимит на бурение 10 скважин, из-за уменьшения объема работы в связи с последствиями пандемии пробурила только 5. В этом случае, соответственно, наполовину уменьшается и лимит.
– Какой лимит эмиссии в целым выделен в этом году?
– В 2020 году лимит на выбросы в воздух составляет 378,8 тысячи тонн, за 9 месяцев фактический объем эмиссий составил 115,6 тысячи тонн. В прошлом году был выдан лимит на 377,09 тысячи тонн, фактический объём составил 164,974 тысячи тонн.
– А почему такая разница?
– Предприятия согласно специальной методике рассчитывают объем загрязняющих веществ в основном на максимум. В последние годы мы учитываем фактические эмиссии и стараемся снижать лимиты. Например, в этом году мы снизили некоторым компаниям выбросы на 919 тонн, сбросы на 34 тонн, отходы на 8491 тонну.
«КРОМЕ НАС ЕЩЁ МНОГО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
– 5 ноября вследствие горения камыша в Атырау ощущался запах гари. Вы смогли рассчитать вред, нанесённый дымом окружающей среде?
– Нет методики определения вреда от дыма. Но 5 ноября к нам поступило много жалоб, что неприятный запах идёт со стороны АНПЗ. Мы взяли пробы газоанализатором «ГАНК-4» – выяснилось, что сероводорода в воздухе намного выше нормы. А от горения камыша он не выделяется.
– Да, вы сообщали, что 5 ноября сероводорода в воздухе было выше нормы, и направили данные в департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг. Однако там сообщили, что этих данных недостаточно для принятия мер.
– В департаменте контроля качества и безопасности товаров и услуг есть санитарно-нормативный документ о гигиенических нормативах атмосферного воздуха. Они уполномочены принимать меры на его основании. К сожалению, в загрязнении воздуха, гибели птиц, пожарах в камышах – во всем винят наш департамент. А кроме нас много других уполномоченных организаций.
– Но ведь всё это касается экологии, и ваш департамент должен контролировать ситуацию.
– Да, мы делаем всё возможное. При ветре со стороны АТЭЦ и АНПЗ и наличии фактов превышения нормы в санитарной зоне мы уведомили организацию санитарного контроля. Она должна была начать проверку на АНПЗ и согласно статье 425 КоАП РК («Нарушение требований законодательства РК в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека») привлечь руководство завода к административной ответственности.
– Но санврачи говорят о недостаточности данных для принятия мер. Может быть, надо указывать, какое именно предприятие загрязняет воздух? Или это невозможно?
– При сбоях на технологических установках мы регистрируем факты превышения нормы выбросов, назначаем экологические штрафы, даем предписания о компенсации вреда окружающей среде. А ведь самое важное – здоровье людей, и зачастую этот момент остается без внимания, потому что никто не исследует степень негативного воздействия загрязнений на человеческий организм.
Я считаю правильным, чтобы не только департамент экологии, но и управление здравоохранения работало в этом направлении. Медицинские специалисты должны проводить токсикологические исследования.
«РЕКОРДСМЕНЫ» ПО ШТРАФАМ – ТШО И НКОК
– Согласно новому Экологическому кодексу штрафы за загрязнение окружающей средывозрастут в 10 раз. Это поможет исправить ситуацию?
– Да, это для предприятий большие финансовые затраты, поэтому они будут стараться укладываться в норму. Тем более, что за первое нарушение экологического законодательства сумма штрафа вырастет в 10 раз, а за повторное – уже в 20 раз. На третий раз уже будут приняты меры по приостановлению деятельности предприятия.
– На какие компании было наложено больше всего штрафов с начала этого года?
– На ТШО и НКОК – в основном по фактам сжигания газа на факелах. В частности, на Тенгизе произошло два производственных происшествия, на предприятие наложены штрафы в общей сумме 1 млн 589 тысяч тенге, а также выдано предписание по возмещению ущерба окружающей среде в размере 728 млн тенге.
– Некоторые не очень доверяют результатам исследований атмосферного воздуха, проводимых департаментом экологии. Могут ли ошибаться газоанализаторы «ГАНК»?
– Устройства ежегодно проходят проверку в Алматы, мы получаем соответствующие сертификаты. Так что не понимаю, почему не доверяют. Был же установлен факт загрязнения воздуха 5 ноября.
– Интерактивная карта «Казгидромета» часто показывает 3 точки в Атырау с повышенным содержанием сероводорода в воздухе – это мкр. Береке, перекрестки пр. Сатпаева – ул. Владимирского и Азаттык – Ауэзова. Почему именно там? Например, в районе улицы Владимирского нет никаких предприятий.
– Да, там нет загрязняющих предприятий, но влияет направление ветра. Когда дует ветер, трудно определить, кто загрязняет воздух. Когда ветер идет со стороны Тухлой Балки, АТЭЦ и АНПЗ, в воздухе чувствуется запах сероводорода, наверное, превышения нормы связаны с этими факторами.
В городе есть и другие источники неприятных запахов. Например, 83 канализационно-очистные станции «Атырау облысы Су Арнасы», 10 из них крупные, объемом 1000 кубометров. Наш отдел лабораторных исследований во время мониторинга обнаружил факты превышения сероводорода рядом с одной из станций. По данному факту мы запросили проектную документацию предприятия. Будем готовить предписание об изоляции таких объектов.
РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ КАРТА ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
– В Атырау много заправочных станций, в том числе газовых. Жители жалуются, что они находятся слишком близко к домам, всего в 30-50 метрах. По этой проблеме мы недавно отправили письмо в городской акимат. Нам ответили, что вопрос «под строгим контролем». На газозаправочных станциях емкости заполняют газом, в такие моменты в воздухе чувствуется запах. Всё накапливается, и это еще одна причина неприятного запаха в городе. Еще много предприятий с отопительными котлами.
– Недавно я почувствовала довольно сильный неприятный запах возле АНУ АО «КазТрансОйл» по дороге в поселок Береке. Вы проверяете качество воздуха в том районе?
– Да, после 5 ноября совместно с природоохранной прокуратурой мы отобрали пробу воздуха в санитарной зоне объекта, о котором вы говорите. Подтвердился факт превышения по сероводороду. Поэтому в АНУ будет проведена внеплановая комплексная проверка.
– Если бы существовала карта источников загрязнения в городе, мы могли бы по розе ветров знать, кто нас травит.
– Такая карта разрабатывается. Проект называется «Разработка сводного тома ПДВ города Атырау». Заказчик – областное управление природных ресурсов и регулирования природопользования, поставщик – ТОО Nomad Eco. Если не ошибаюсь, в областном центре 411 источников загрязнения. В том числе магазины, рестораны с отопительными котлами.
– Атырау обозначен на карте Казахстана как экологически неблагополучный регион. Общественные активисты собирают подписи под петицией с требованием официально признать этот факт. Ваше мнение.
– Это решается на уровне правительства. Для этого в регионе должно быть проведено масштабное комплексное экологическое исследование. Только потом будет решение.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео Нурбейбита НУГМАНОВА