Атырау, 20 сентября 05:16
 ясноВ Атырау +19
$ 478.93
€ 534.96
₽ 5.16

Ничего себе поездочка!

8 807 просмотров

Юрий Александрович ПАСТУХОВ (на снимке) – известный в нашем регионе краевед, палеонтолог. Целым приключением стала одна из многочисленных его экспедиций.

Наступила ранняя, холодная октябрьская ночь. Я проснулся от того, что порывистый ветер остервенело трепал нашу палатку. Дождь, начавшийся в полночь, уже пятый час лил как из ведра. В какой-то момент металлические железные колья выскочили из размокшей меловой породы, и тяжёлая мокрая палатка рухнула на нас, спящих, не ожидавших такого сюрприза. Я с ужасом вспоминаю, как пришлось выползать из-под ледяного брезента. Палатка мгновенно заполнилась водой. Побросав все личные вещи, мобильные телефоны, мы укрылись в салоне  машины.

Такой запомнилась нам третья ночь экспедиции. За двадцать пять сезонов, которые я провёл в полевых условиях, с таким невезением, постоянно, шаг за шагом  преследовавшим  нас, я встретился впервые…

 

ПРЕКРАСЕН НА ЗАРЕ АКТОЛАГАЙ

А начиналось всё довольно прозаично. Летом мне позвонил алматинец Тимур Нуртаев и сказал, что со мной хочет поговорить его отец Таймас Куанышевич Нуртаев. Он известный строитель, сейчас на пенсии, руководил крупными строительными организациями, участвовал в возведении многих объектов Алматы. Выйдя на пенсию, посетил Бразилию, Чили, Аргентину, Кению, Непал (Гималаи), Камчатку. В  своих поездках он фотографировал красоты удивительных уголков нашей планеты. И однажды задумался: неужели в Казахстане нет таких уникальных мест? Он решил отснять красоты природы нашей казахстанской земли. Услышав про плато Актолагай, Таймас Куанышевич непременно захотел побывать там, чтобы отснять эти великолепные пейзажи. Его сын отыскал меня по интернету (на сайте нашего города есть моя страничка), и мы договорились об экспедиции. В назначенное осеннее утро я с напарником Николаем Голубевым, опытным туристом, с пяти утра ждал приезда долгожданных алматинцев. Вместе с Таймасом Куанышевичем должен был прилететь его друг Евгений Нургалиевич Секеманов. Наконец, через два с лишним часа ожидания,  они позвонили, сказали, что прилетели, и как только загрузят джип, приедут. Оказывается, после объявленной посадки они сели в самолет,  потом через какое-то время их попросили выйти: выяснилось, что самолет неисправен. Затем через два часа их посадили в другой самолет.

Прилетев в Атырау, загрузив джип аппаратурой  и провиантом для экспедиции, они узнают о новой беде – машина не заводится. Отремонтировать с ходу не сумели, пришлось вызывать эвакуатор, чтобы добраться до СТО. В общем, вместо отъезда с рассветом выехали после обеда. Ехали аккуратно, постояли, сколько нужно, на святой могиле на 60-м километре и вечером приехали на нашу первую стоянку на плато Аккергешен.

Переночевали, и наши любители природных красот с раннего утра занялись фотосъёмкой. Качественные фотографии можно получить только во время утренней или вечерней фотосъёмки, а днём солнце обильно заполняет все неровности поверхности и уже невозможно получить рельефный снимок уникальных пейзажей.

В полуденное время, в перерыве между съёмками, я повёл алматинцев вдоль южного обрывистого склона плато, затем по красивому меловому ущелью до узкого каньона, по которому весенние талые воды стекали с поверхности плато. Мы поднялись по каньону и вышли на верхние горизонты. Гости были в восторге от этого путешествия. Вернувшись в лагерь, они, не теряя времени, сразу отправились на вечерние съёмки.

Поутру снова в дорогу. У подножья Иманкары гости познакомились с «пещерой Нобеля», а когда поехали дальше, начался дождь. Проехав нефтепромысел Крыкмылтык, свернули на Актолагай. На плато нас встретило солнышко, и наши фотографы, не теряя времени воспользовались этим. А мы с Николаем и водителем Русланом ставили палатки. Для нас это дело нехитрое, быстро справились. В это время погода стала портиться, солнышко скрылось за тучами. Алматинцы расстроились, но решили, что с утра, не теряя времени, возьмутся за работу. Если бы только они знали, что погода приготовила им новое испытание!

 Пока было ещё светло, поужинали, и тут выяснилось, что у джипа пробито левое заднее колесо. Починить не получилось. Поставили запаску. И вот настала ночь.

 

ЭТА УЖАСНАЯ НОЧЬ

В одиннадцатом часу мы легли спать. Проснулся я от рева разбушевавшейся стихии. Ветер, готовый снести нашу палатку, трепал её изо всех сил. Я взял фонарь и выглянул наружу. Ветер неистовствовал, он как будто хотел вытряхнуть нас из нашего легкого убежища.  В свете фонаря струи ливня проносились почти параллельно земле, и было видно, как земля уже набухла от избытка воды. Чтобы не видеть этот ужас, под шум ветра и дождя я лег на свою уже остывшую походную постель.

Что происходило дальше, я описал в начале рассказа. В салоне джипа с включенным обогревом я никак не мог отогреться. Ноги отчаянно выбивали чечетку, и я не мог их остановить. Здесь уже сидел Таймас Куанышевич. Палатка с его края завалилась немного раньше, чем наша, в это время счастливчик, Евгений Нургалиевич, безмятежно спал – его край палатки выдержал напор стихии. Когда мы уже согрелись и дремали в тепле салона, с утренним рассветом он присоединился к нашей компании.

Посовещавшись, мы решили, что, когда дождь прекратится, дадим часок проветриться почве, обсохнуть дороге и отправимся в обратный путь. К полудню напор дождя ослаб, мы воспользовались этим, как оказалось, временным затишьем, затолкали мокрые палатки, и всё, что оставалось из вещей, в багажник машины, и тут опять пошёл дождь. Мы потихоньку тронулись в обратный путь. 50 километров грунтовой дороги осторожно проехали и у промысла Крыкмылтык выбрались на асфальт. Но асфальтовой дорогой она только числится, на самом деле это совершенно разбитая, заезженная большегрузными машинами  трасса, на которой мы сразу прокололи колесо. Пришлось ставить недочиненное, которое приходилось подкачивать через каждые пятнадцать минут дороги, но лучше так, чем вообще стоять.

Мы постепенно продвигались к кульсаринской трассе. Но вот в начале первого ночи, когда преодолевали очередной раздолбанный участок дороги, джип остановился посреди большого участка грязи, перетертой колесами сотен машин. Мы попытались толкать машину сзади и спереди – безрезультатно. Только с ног до головы покрылись липкой грязью, вылетавшей из-под бешено вращающихся колес. Она была такая вязкая и противная, что каждый шаг нам доставался с трудом, мы боялись оставить в этом месиве свои башмаки. Когда уже смирились с мыслью, что придется ночевать среди этого царства грязи, со стороны промысла показался свет фар автомашины. Пассажирский уазик был для нас посланником божественных сил, внявшим нашим мольбам. Он выдернул джип из этого месива, и вот опять заурчал мотор, и дорога, скрываясь под днищем нашей машины, приближала нас к кульсаринской трассе. Появилась связь, и мы попросили знакомых привезти колесо для нашей машины. Через несколько часов привезли два колеса, но ни одно из них не подошло. Машина собиралась вернуться за нужным колесом в город, я с гостями вернулся на ней в Атырау. Вы подумаете, что на этом наши испытания закончились? Нет, оказывается, судьба готовила удар на финальном этапе.

 

В ДВУХ БОЛТАХ ОТ СМЕРТИ

Утром автомобиль с ремонтниками привёз нужное колесо, ребята поставили его и двинулись в город. Джип, как застоявшийся рысак, летел к родному дому, но внимание Николая привлёк посторонний звук. Остановились, осмотрели машину, всё вроде нормально. Поехали дальше, но посторонний звук продолжал нас преследовать. Руслан и Николай гнали на скорости 160 километров в час. На одном из карманов дороги заметили эстакаду для осмотра ходовой части и решили еще раз посмотреть, в чём дело. Остановились, заехали на эстакаду и обнаружили, что переднее водительское колесо держалось фактически на двух болтах – остальные четыре были вывернуты на половину резьбы. Представьте сами, если бы на скорости 160 км вылетело переднее колесо…

Задумываясь над происходившим, понимаю, что такой цепочки невезений обычно не бывает. Небо постоянно пыталось не допустить этой поездки. Зачем? Почему? Может быть, дальше нас ждало что-то более страшное. Поэтому спасибо судьбе, что мы, живые и здоровые, вернулись домой.

1 сентября 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.