Уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин заявила, что в Казахстане дети становятся инвалидами, так как в перинатальных центрах отсутствует необходимое оборудование, не проводятся скрининги, нет специалистов и нет контроля за развитием детей раннего возраста, передает Sputnik Казахстан.
По ее словам, в 1993 году детей с ДЦП в Казахстане было 23 на 100 тысяч, в 2016 году – уже 83 на 100 тысяч. Такая же ситуация наблюдается и по другим видам инвалидностей.
"Не решаются даже те вопросы, которые могут решаться без указания правительства. Один из видов инвалидности – это слепота, другие нарушения зрения, которые появляются из-за того, что перинатальные центры не оснащены оборудованием и не имеют специалистов (хирургов-офтальмологов), которые оперируют детей с ретинопатией недоношенных", - сказала Саин на конференции, посвященной предстоящему Всемирному дню ребенка.
Она сказала, что такие операции проводятся лишь в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте и Усть-Каменогорске.
"По всем остальным центрам я писала всем акимам еще в августе-сентябре 2019 года, чтобы купили оборудование, укомплектовали роддома специалистами, но воз и ныне там", - рассказала Саин.
Она добавила, что похожая ситуация наблюдается с детьми с нарушением слуха. Вовремя проведенный аудиологический скрининг, обследование, слухопротезирование (слуховыми аппаратами, имплантами), пока ребенку не исполнился один год, позволят предупредить инвалидность по слуху. У детей будет развиваться слух, речь, и не потребуется потом длительная реабилитация.
"Если говорить о неврологических диагнозах, ДЦП, аутизме, задержках развития, то мы все знаем, что на стадии раннего вмешательства, до года, вовремя оказанная комплексная помощь может минимизировать нарушения и отставание в развитии. Но для своевременного направления детей к профильным специалистам должны работать кабинеты развития ребенка в ПМСП, которые фактически не работают", - отметила Аружан Саин.
Кроме того, если не проводить скрининги новорожденных и мониторинг развития детей раннего возраста, то дети могут погибнуть, как это происходит в настоящее время, либо становятся глубокими инвалидами от наследственных болезней обмена веществ и генетических заболеваний.
"Если диагноз "наследственные болезни обмена" будет верифицирован поздно, у детей состояние осложняется необратимыми грубыми, инвалидизирующими нарушениями со стороны органов и систем, в первую очередь со стороны центральной нервной системы", - пояснила уполномоченный по правам ребенка.
Сейчас отсутствие скрининговых обследований и мониторинга развития ведет к увеличению числа детей-инвалидов, что в свою очередь ведет к повышенным нагрузкам на всю систему здравоохранения и большим экономическим затратам на закупку препаратов, выплаты социальных пособий, а также усиливает психоэмоциональный груз для семей.
"Я уже не раз говорила о значении внедрения документов ВОЗ – Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ, ICF), Системы классификации больших моторных функций (GMFCS), которые сегодня у нас если и присутствуют, то формально", - подчеркнула Саин.
Детский омбудсмен считает, что в Казахстане можно уменьшить инвалидизацию детей в два раза.
"Для этого нужно выстроить четкую систему профилактики, ранних и своевременных скринингов и диагностики, раннего вмешательства в нарушенное развитие детей с индивидуальным подходом к каждому ", - считает она.
Что нужно исправить
Уполномоченный по правам ребенка говорит, что есть реальные инструменты, которые, однако, почти не работают.
Среди них универсальная прогрессивная модель патронажных посещений семей на дому с детьми до пяти лет. В 2017 году был принят стандарт педиатрической помощи, в котором прописана организация работы кабинетов развития ребенка (КРР) и работы патронажной службы по универсальной прогрессивной модели в учреждениях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).
"Но эти кабинеты развития ребенка не выполняют положенные виды работ из-за отсутствия соответствующего помещения, оборудования, например, для аудиологического скрининга и другого", - сказала Аружан Саин.
Патронажная служба также не работает по ряду причин:
отсутствие поддержки со стороны большинства главных врачей и акиматов;
отсутствие в штатном расписании ставки патронажной медицинской сестры;
высокая текучесть кадров в системе ПМСП из-за низкой зарлаты и большого объема работы;
отсутствие системного обучения специалистов кабинетов развития ребенка, патронажных медицинских сестер универсальной прогрессивной модели и системной супервизии после обучения.
Что уже сделано
Аружан Саин добавила, что за этот год была разработана дорожная карта по совершенствованию оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями на 2021-2023 годы, утвержденная распоряжением премьер-министра 17 августа 2020 года.
В ее разработке на волонтерской основе участвовали ведущие специалисты страны – врачи, педагоги, специалисты социальной защиты, ученые в области здравоохранения и специального образования.
"Дорожная карта ориентирована на начало 2021 года, но для реализации предусмотренных в ней мероприятий уже сейчас должна идти подготовительная работа. Однако такая работа не проводится, из чего можно сделать вывод, что многие мероприятия так и не будут выполнены", - выразила мнение Саин.
Уполномоченный по правам ребенка работает на этом посту уже больше года. За это время к ней поступило 507 обращений, 396 из них рассмотрены, 111 находятся в производстве.
Обращения эти связаны с самыми разными нарушениями прав детей, включая детей с ограниченными возможностями: оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными средствами, социальной помощи, образования, опеки и попечительства, большое количество обращений касается алиментов, недоступности спортивных секций и кружков искусств, документирования и других проблем.
Источник: Sputnik Казахстан