Атырау, 23 ноября 14:05
 ясноВ Атырау +2
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

ДЧС: «Камыш специально поджигают охотники»

Фото Видео
11 521 просмотр


После очередного пожара в камышах, дымом которого заволокло весь город, «АЖ» задал вопросы начальнику департамента по чрезвычайным ситуациям Атырауской области Омару БЕРЖАНОВУ. 

Во время беседы также присутствовали начальник службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ Максут ЕСПОЛОВ и начальник городского управления по чрезвычайным ситуациям Нурлан ЖАНАБАЕВ.

 

Омар БЕРЖАНОВ


ГУДЁЖ В КАМЫШАХ

– Летом ДЧС назвал причинами частого возгорания камыша сильную жару и молнии во время грозы. Сейчас наступили холода, поздняя осень. Почему опять горит камыш?

– Пожары участились с началом охотничьего сезона, который открылся 1 сентября. По данным охотобщества, в нашей области официально числятся около 4000 охотников и рыболовов. А незарегистрированных – около 2000 человек. С 3 по 7 сентября и с 10 по 15 октября было несколько пожаров в камышах. Возгорания продолжились в ноябре. Это повторяется каждый год, с открытием сезона охоты начинаются пожары. Все это происходит из-за человеческого фактора – из-за несоблюдении охотниками правил пожарной безопасности.

– Какова причина последнего возгорания камыша 5 ноября?

– Предварительная причина – охотники оставили непотушенным костер. Других причин нет.

– На побережье моря есть охотничьи угодья? Это не резерват «Акжайык»?

– Нет, это не резерват. Резерват – охраняемая территория, там пожаров не было. Камыш горел на побережье, в сельском округе Кенозек. Там есть охотничье угодье «Веста». У входа на территорию угодья на табличке указаны номера телефонов. Мы не смогли до них дозвониться, никто не отвечает. 

– Кроме костров, охотники могут специально поджигать камыш?

– Обычно все пожары начинаются вечером в пятницу. В этот день из города на внедорожниках сюда приезжает поохотиться много народа, привозят свои лодки. С вечера пятницы до вечера воскресенья там активный отдых. Разводят костры, готовят еду, охотятся и рыбачат. После себя оставляют непотушенными костры и сигаретные окурки. Замечаем, что именно в эти дни происходят пожары.

– Вы их предупреждаете?

– Конечно, предупреждаем, но, как видите, без толку. А ведь их семьи и близкие в городе тоже дышат этим дымом. Мы советовались со специалистами – может, выкосить здесь весь камыш. Оказывается, это невозможно, нанесём ущерб местной биосфере. Там гнездятся птицы, в камышах обитают животные. Часто приезжаем на пожар, а рядом стоят охотники. Спрашиваем: ваших рук дело? Не признаются. Тушим камыш, а рядом, в 50-100 метрах от нас, они уток стреляют.

– Всё-таки поджигают?

– При тушении огня мы видим в камышах прячущихся кабанов. Думаем, охотники специально поджигают камыш и ждут, когда, спасаясь от огня, будет выбегать добыча – кабаны, волки и прочая живность. Завидев наши красные пожарные машины, обычно охотники на своих джипах и «Нивах» разбегаются в разные стороны. С 10 по 15 октября горел камыш, 10 октября была пятница. Тогда поступил звонок от одного горожанина о горящем автомобиле «Нива» на побережье. Когда мы приехали, обнаружили сгоревший автомобиль с резиновой лодкой с мотором на прицепе. Все данные о владельце автомобиля мы передали в полицию для принятия мер. После этого случая отправляем туда сотрудников на дежурство, с четверга до понедельника, с 7 часов утра до 19.00 часов вечера. Сейчас дежурят 22 человека личного состава и  4 единицы техники.

 

ПОЧЕМУ НЕ ТУШАТ ВЕРТОЛЁТОМ?

– Наш коллега Нурбейбит Нугманов недавно делал фоторепортаж, как пожарные тушат примитивными «хлопушками» горящий камыш. Разве нет других, современных способов тушения?

– Нет, так тушат огонь в любой болотистой местности, заросшей  камышом. Сначала на внедорожнике «Трэкол» довозим до очага пожара сотрудников с «хлопушками». Кроме этого у нас есть ранцевые огнетушители с 17 литрами воды.

– А другой техники у вас нет? Например, плавающих машин?

– Мы следим за мировой практикой пожаротушения, других методов тушения камыша нет. Если сотрудники не могут добраться  до очага пожара, применяем вертолет. Недавно на лодке с воздушной подушкой пограничной службы мы добрались до пожара со стороны моря. Туда невозможно заехать, горели 2-метровые камышовые заросли.

– А где авиация? С такой частотой пожаров в Атырау у спасателей должен быть собственный вертолет для тушения огня с воздуха.

– Есть вертолет Ми-8МТВ, он находится в аэропорту Атырау.

– А зачем тогда летом брали в аренду вертолет из Шымкента?

– На тот момент наш вертолёт был на техническом обслуживании в Алматы.

– В каких случаях вы используете вертолёт?

– Зимой, когда пропадают люди, обычно чабаны. Для разведки с воздуха по поступившему сигналу.

– А при тушении пожаров?

– Применяем, когда пожары достигают крупных масштабов. Например, в октябре мы с вертолета тушили камышовый пожар. Тогда высота огня достигла 2 метров и пожарные не смогли туда проехать. В сентябре тоже пришлось применять вертолет. Мы набираем воду для сбрасывания вблизи от очага пожара. Источник воды должен быть глубоким, чтобы наполнить водосливное устройство емкостью 3 тонны, оно должно полностью погрузиться в воду.

– Вы ставите в известность местные власти об участившихся пожарах в камышах?

– Мы направили письмо с предложением в областной акимат и в департамент полиции. Просим поставить на въезде в участок сельского округа Кенозек посты патрульной полиции для проверки охотников. Людей нужно останавливать и предупреждать о соблюдении правил пожарной безопасности. В камышах запрещено разводить огонь и бросать непотушенные окурки. Мы все жители этого города, у всех здесь живут семьи и близкие. Вчера мы все дышали этим дымом, задыхались от гари. Плохая экология и загрязнение воздуха в Атырау, нас, пожарных, тоже очень беспокоит. Мы делаем все возможное, чтобы ликвидировать пожар при каждом его возникновении.

– У вас хватает людей и техники?

– Да, по области у нас около 540 пожарных и 118 единиц техники, в том числе 53 пожарных машины. 

 

«НАМ НУЖНЫ «БУРЛАКИ»

Пользуясь случаем, главный огнеборец Атырауской области Максут Есполов добавил следующее:

– Мы в соцсетях часто видим, как пользователи критикуют работу пожарных. Пишут, что мы не реагируем на должном уровне. Это не так. Наши ребята выполняют огромную и тяжелую работу. Обычно они трудятся один день и три дня отдыхают. При тушения пожара в камышах сотрудники работают во внеочередную смену, сутками тушат огонь на побережье. Вообще по закону «О гражданской защите РК» от 11 апреля 2014 года тушение таких пожаров должны организовывать местные исполнительные органы, набирая добровольцев из местных жителей. Однако мы не считаемся с этим и едем тушить камыш собственными силами.

Вы сейчас спрашивали про новые технологии, заменяющие «хлопушки». Мы ищем решение этого вопроса. Недавно связались с российскими коллегами, они предлагают нам высокопроходимый вездеход «Бурлак». Эта техника может проехать через камыши высотой до 4 метров. Сейчас в болотистой местности нам невозможно добраться до очага пожара, есть опасность утонуть или сгореть вместе с техникой. Мы попросили акимат купить такой вездеход для резервата «Акжайык». Если нам купят «Бурлак», мы бы без проблем тушили огонь в камышах.

Айнур САПАРОВА

Фото и видео автора

9 ноября 2020, 11:59

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.