Семьдесят человек в этом году стали жертвами отравления некачественными товарами. По данным санитарных врачей республики, число таких отравлений увеличилось с тех пор, как в Казахстане упростили таможенный контроль. Эпидемиологи говорят, что они не раз по этому поводу писали письма в правительство. Просили принять меры. Однако власти и не думают ужесточать пограничный контроль.
Курица с сальмонеллой, чай с мышьяком, мясные консервы с оловом, молоко с кишечной палочкой – это ещё не весь товар, который не прошёл одобрение Комитета по техническому регулированию и метрологии. В перечень вредных продуктов только с начала этого года попали шесть тысяч наименований. После подробного осмотра продукции выяснилось – она не местная. Привезена из России, Китая и Киргизии.
Контроль не прошли и импортные детские игрушки, в основном китайского производства. Резиновые утята и пластиковые трансформеры были покрыты отслаивающейся краской, проглотив которую ребёнок мог бы попасть в больницу с отравлением. Кроме того, ввозимые игрушки имели острые углы, что вдобавок могло стать причиной травм у малышей. Примечательно, что весь этот товар сотрудниками комитета был изъят уже с прилавков магазинов. То есть в тот момент, когда стал доступен покупателям. При этом не все продавцы вредных товаров, говорят эпидемиологи, имели на руках сертификаты.
– Когда мы находим продукцию с содержанием вредных веществ, половина вообще не имеет сопроводительных документов, часть попадает на рынок по поддельным сертификатам. Был и товар, который имел все справки, подтверждающие, что он соответствует требованиям, – пояснил начальник управления санитарно-гигиенического надзора Альберт Аскаров.
Почему опасные продукты и игрушки вообще попали в Казахстан? Как выяснилось, таможенные службы за ввоз вредной продукции на территорию страны ответственности не несут. Казахстанские таможенники говорят: «зелёный свет» при ввозе в страну имеет любая продукция, которую сопровождает особый документ – так называемое заявление-декларация. Введён он был в Казахстане в 2008 году и служит доказательством того, что импортный товар соответствует всем нормам. То есть любому поставщику достаточно показать такую бумажку на границе, и товар не подвергнут даже досмотру. Правда, есть одна оговорка.
– Такая декларация по правилам даётся на месяц. А за этот период с товаром может случиться что угодно. Он может испортиться или получить повреждение при перевозке, – уточняет главный специалист Комитета таможенного контроля Руслан Жумагулов.
Ещё недавно контроль за импортными товарами на границе осуществляли санитарные службы. На каждом таможенном посту находились лаборатории. Санврачи здесь брали пробы каждого продукта, изучали их под микроскопом и давали на товар санэпидзаключение. Но такие лаборатории остались в прошлом.
– Контрольно-санитарные пункты упростили. У нас сейчас чисто документальная и устная проверка идёт. Вредные вещества мы выявляем, обходя рынки и магазины. А на таможне поставщику достаточно предъявить документ, что его товар не содержит геномодифицированных организмов, – говорит специалист Комитета госсанэпиднадзора республики Айгерим Садубаева.
Это свежие нормы, уточняет она. Введены они были в рамках расширения таможенного пространства и поддержки бизнеса. Более тщательный контроль сейчас проходят только алкогольные напитки, минеральная вода и парфюмерная продукция. А в случае ЧП вся ответственность возлагается на импортёра товара.
Несмотря на упрощение всех процедур контроля, говорит Альберт Аскаров, продукты, вызвавшие нарекание служб, в республику больше не попадут. Такие товарные знаки вносят в «чёрный список».
– Если мы нашли такую продукцию на рынке, то мы пишем письма. Пишем в таможенные службы, в Министерство индустрии и новых технологий. По правилам, в следующий раз, когда поставщик захочет привезти товар с запрещённым товарным знаком, на таможне его просто не пропустят,– уточнил Аскаров.
Специалисты санитарной службы ведут активную переписку не только с Таможенным комитетом, но и с правительством. Причиной роста отравлений и инфекционных заболеваний они считают именно упрощение контрольных процедур. А потому просят изменить нормы законов, чтобы не допустить ввоза в Казахстан опасной еды и игрушек.
– Мы ежемесячно по этому поводу пишем заявления в правительство, говорим об ухудшении эпидситуации и просим ужесточить меры. Результата нет. К нам наши же письма обратно и возвращаются, – утверждает Айгерим Садубаева.
На неделе надежда изменить ситуацию всё же появилась. Комиссия Таможенного союза утвердила эскиз особого знака. Им будет маркироваться вся продукция, в том числе продовольствие трёх стран: России, Беларуси и Казахстана. Изображение единого знака обращения продукции обозначается аббревиатурой ЕАС и расшифровывается как «Евразийское соответствие». Он должен наноситься на каждую единицу товара, упаковку или сопроводительную документацию. Разработчики утверждают, что этот знак будет свидетельством того, что промаркированная таким образом продукция соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза. Но при нынешних правилах ввоза товара может ли такой знак гарантировать, что продукция будет действительно качественной?
«Мегаполис»