Гость нашей онлайн-конференции – главный имам Атырауской областной мечети Нурбек хаджи ЕСМАГАМБЕТ.
АБАЙ И ШАКАРИМ ТОЖЕ НОСИЛИ БОРОДЫ
– Как распознать по внешнему виду традиционный мусульманин перед тобой или нет? В Атырау есть мечеть, которую посещают верующие, не признающие общепринятые каноны мусульманства. Можно ли найти с ними общий язык и «переманить» их в нормальную мечеть?
– В Атырау четыре мечети, считающиеся филиалами Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). И среди них ни одной, посетители которой являлись бы последователями неверных течений. Разумеется, по внешнему виду наших муминов трудно определить, какого течения они придерживаются.
– Обязательно ли женщинам носить хиджабы, мужчинам отращивать бороды и ходить с заправленными в носки штанинами? Если всего этого не делать, получается, ты уже не мусульманин?
– Отращивание бороды – суннет Пророка Мухаммеда. Однако в настоящее время сложилось ошибочное мнение, что бороды отпускают только ваххабиты. Что касается ношения женщинами хиджабов, то это одна из закрепленных в Коране обязаностей женщин-муминов. Поэтому, не будучи до конца уверенным, неверно обвинять другого, клеймя его словами «ты ваххабит, ты чужой».
Нельзя оказывать давление на человека, исходя из его внешнего вида. Поэтому правоохранительные органы не должны преследовать их, чинить им препятствия. Есть и другая сторона этого вопроса. Попытка рассматривать любого читающего намаз человека как террориста – всё равно что рубить топором по национальному духовному богатству казахского народа. Например, бороду носили и Абай, и Шакарим. И что же, мы и их должны воспринимать как ваххабитов? С другой стороны, нельзя отрицать тот факт, что после обретения независимости, пользуясь религиозной неграмотностью народа, в нашу страну хлынули религиозные деятели, представляющие различные направления в исламе, вследствие чего появилось много различных течений. И все же если бы последователи этих течений были более образованными, руководствовались указанным в аяте Корана наставлением «держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь», не произошло бы этого разделения на группировки. Любой из них может сказать: «Я следую суннетам Корана». Тогда почему они разделяются? Почему, как это сказано в Коране, не слушаются своего предводителя (а духовное руководство в Казахстане осуществляет ДУМК) и выступают против аята Корана? Это всего лишь один из путей их самооправдания.
«ЕСЛИ СКРОЕШЬ ВИНУ ДРУГОГО...»
– Можете ли вы сказать, какие нетрадиционные течения и сообщества мусульман есть в нашей области? Назовите их духовных авторитетов. Какую работу вы ведёте с ними?
– ДУМК в первую очередь обеспокоено получившим широкое распространение в нашей стране течением ваххабитов. Не секрет, что ваххабизм существует и в Атырау. Не следует их бояться, наоборот, мы должны вести среди них проповедь, пригласить в свой круг. Человек, призывающий людей стать последователями этого течения, характеризует ваххабизм как «чистую веру». Ещё одни последователи запрещенного течения – так называемые “кораниты”. В Атырау есть лишь несколько членов этого собщества. Существуют группировки, которые называют себя таблиги жамагат, последователи халифатского суфизма, зикиристы. В свое время было немало учёных, вставших на путь суфизма. Таблиги жамагат также по своей сути призывала народ к добру, пропагандировала единство. Однако трудно определить, достойны ли эти люди именоваться приверженцами этих религиозных течений. А попытка назвать какого-либо человека лидером группировки фактически приравнивается к обвинению в его адрес. В хадисе Пророка говорится: «Если ты скроешь вину другого, Аллах скроет твою вину». Если мы призываем всех к солидарности, то не можем винить других. Основной функцией имамов является ведениеагитационной деятельности.
«ИСТИНА – В МЕЧЕТИ, А НЕ НА УЛИЦЕ»
– Как вы считаете, почему осложнилась религиозная обстановка в западном регионе страны? Как вы оцениваете недавние события в Актобе?
– В Алматы 35 мечетей. Там у населения больше возможностей получить ответы на все наболевшие вопросы. По моему мнению, в западном регионе мало мечетей, недостаточно квалифицированных имамов. И те, кто имеет намерение посеять смуту и раздор, используют эту ситуацию в своих целях. Плюс ко всему – сильное влияние на неокрепшее сознание молодёжи оказывает интернет.
– Когда мы говорим о распространении в Казахстане нетрадиционных религиозных направлений, сразу же вспоминаются приграничные регионы. На юге Шымкент граничит с Узбекистаном, а западные границы нашей республики располагаются близко к Кавказу. К примеру, вы были осведомлены о приезде в западный регион страны террориста Саида Бурятского?
– О приезде Бурятского в Актобе я узнал из прессы. Я призываю молодежь, которая желает встать на путь религии, хочет научиться читать намаз и совершать религиозные обряды, первым делом прийти в мечеть. Потому что одна из причин распространения неверных течений, по-моему, кроется в том, что молодые люди попадают под влияние своих сокурсников или коллег по работе. Ведь они не могут знать, какого религиозного направления придерживается их приятель или знакомый. Попытки научиться чему-либо на улице ведут к заблуждению.
ПРИДЁТ ЛИ ДЖИХАД В АТЫРАУ?
– И всё же аналитики связывают распространение идей джихада в Казахстане с Россией. Не знаете, есть ли последователи джихада в Атырау?
– Не стоит делать предметом обсуждения приверженцев ислама из Атырау, делать из этого проблему, сеять страх и панику. Растут ряды намазханов – прихожан центральной мечети, которые придерживаются нашей традиционной религии. Не совсем правильно подозревать всю религиозную общину Атырау только из-за некоторых действий и поступков людей, попавших под влияние неверных течений. В настоящее время в мечети проходят обучение более ста учеников. Их родители очень благодарны нам.
– Мой коллега Азамат МАЙТАНОВ в своем интервью IWPR (Институт по освещению войны и мира) приводит сведения о том, что некоторое время назад ведший официальные проповеди в мечетях Атырау житель Шымкента Абдухалил АБДУЖАББАРОВ, более известный под именем Халил, скрывается ныне от Интерпола в Саудовской Аравии. Что вы скажете на это?
– У меня весьма скудные сведения о нём. Но я слышал, что его деятельность во многом способствовала формированию в Атырауском регионе той религиозной общины, которую мы сейчас имеем. Но мне кажется, нам не следует обвинять друг друга, наоборот, мы должны стремиться к единству и солидарности.
«ЗА НАМАЗ НИКОГО НЕ АРЕСТОВЫВАЮТ»
– Не думаете ли вы, что необоснованные преследования правоохранительными органами вставших на путь религии граждан могут привести этих людей в ряды радикалов? Высказывали ли вы подобную мысль при встречах с работниками правоохранительных органов? Защищаете ли вы таким образом своих муминов?
– В департаменте внутренних дел действует отдел по борьбе с религиозным экстремизмом. Работники этого отдела путём опросов и бесед узнают, кто из верующих какого направления придерживается. Этот отдел не создаёт для нас никаких проблем. Наоборот, его работники советуются с нами, получают необходимые консультации. Мы со своей стороны готовы сотрудничать с ними, вести совместную работу. Возможно, некоторые работники с недостаточным религиозным образованием могут произвести проверку под предлогом «борьбы с экстремизмом». Но чтобы работники отдела оказывали явное давление на людей, такого мы не видели. Мечеть посещают много намазханов, но никто не заключает их под стражу. Отдел просит нас лишь о том, чтобы мы вели работу с ними. Мы проводим разъяснительную работу даже с осужденными за экстремизм.
«ЭКСТРЕМИСТЫ В МЕЧЕТЬ НЕ ХОДЯТ»
– Получается, что вы в качестве помощи предоставляете отделу борьбы с религиозным экстремизмом список подозреваемых в принадлежности к неверным течениям, чтобы к ним применили соответствующие меры?
– Нет. Мы мусульмане. Мы не можем сказать, что тот или иной человек представляет для нас опасность. Вызывающий опасения человек не посещает мечеть. Например, не секрет, что у нас есть группировки, которые могут не отпускать бороду, но они читают намаз, только не приходят в мечеть, ибо не признают, не принимают её. Вероятно, у них есть место, где они собираются. И неправильно возлагать на нас ответственность за то, что эти люди не посещают мечеть, и за совершаемые ими действия вне мечети.
ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ – ПОЛЕЗНАЯ ВЕЩЬ
– Во всех мечетях установлено видеонаблюдение. Каждую пятницу вместе с намазханами в мечеть приходят и работники правоохранительных органов. Они не молятся, а только ведут наблюдение. Место ли в доме Аллаха такого рода подозрениям?
– Я не имею права выгнать пришедшего в мечеть человека. Видеонаблюдение – необходимая для нас вещь, я сам лично дал распоряжение установить его. Дело в том, что у нас довольно часто крадут обувь. Был случай, когда в одной из мечетей украли ключ от автомобиля. Тогда вора мы нашли только с помощью видеонаблюдения. Оно приносит нам большую пользу.
О РАСКОЛЕ ПО МАЗХАБАМ
– Иногда среди собравшихся на намаз людей находятся, помимо последователей традиционного мазхаба Ханафи, приверженцы других мазхабов, которые произносят «аминь» во всеуслышание. В таких случаях представители традиционного мазхаба чуть ли не набрасываются на них со словами «почему вы так делаете?» Возможны ли такие действия в доме Аллаха? Ведь какого бы мазхаба не придерживались эти люди, они пришли поклониться Аллаху.
– Как говорит Аллах в священном Коране, «смута куда хуже, чем убийство». Казалось бы, речь здесь идёт лишь о слове «аминь», но из-за этого одного слова среди прихожан случился раскол, появились противоречащие друг другу мнения. Это ошибка человека, который произнёс это слово вслух.
В Коране говорится, что молитву следует читать про себя. И в этой связи имам имеет полное право отчитать этого человека. Пришедшие в мечеть не должны перечить имаму, а должны слушать его. Приведу лишь один пример. Великий учёный из страны, где исповедуют мазхаб Абу-Ханифа, посетил страну, где придерживаются мазхаба Шафи. Во время намаза в его честь приказали произнести встречающийся в намазе камат по правилам мазхаба Ханафи. Впоследствии этому великому учёному предложили стать имамом в стране шафиитов. Этот учёный, хотя и придерживался мазхаба Абу-Ханифа, провёл намаз по обычаям страны Шафи. Это настоящий образец того, как учёные-богословы могут объединить ряды мусульман.
– Какая профилактическая работа ведётся среди верующей молодёжи?
– За год мы провели встречи с учащимися почти 100 школ. Недавно совершили поездку по районам. Стараемся назначать во все районные мечети высокообразованных имамов. Например, в Курмангазинском районе работает высококвалифицированный специалист, окончивший универститет Нур-Мубарак. Долгое время беспокойство вызывала пустующая вакансия имама в мечети Кызылкогинского района. Сейчас там работает знающий свое дело специалист, который получил религиозное образование в Ливии.
ТОРГОВЛЯ –НЕ ГРЕХ
– Могут ли неверующие люди посетить мечеть просто как достопримечательность?
– Мечеть – дом Аллаха. Мы не разделяем прихожан. Наша задача –вести пропаганду в отношении каждого из них.
– Можно ли мусульманам употреблять алкогольные напитки или лёгкие наркотики типа марихуаны (анаши)?
– Всё, что может сбить человека с праведного пути, считается харамом.Как сказано в Коране, они являются харамом и в малом, и в большом количестве.Будет ли мусульманин пить мало или много, легкое или крепкое, в любом случае это харам.
– Возле мечети есть магазинчик, там продают разную атрибутику. Правильно ли, что народ всё это покупает и вешает в салоне машины или дома?
– Магазин при центральной мечети был открыт, потому что появился огромный спрос. Там продаются книги и разная религиозная атрибутика, одобренные ДУМК. Нет ничего предосудительного в том, что люди развешивают их в салоне автомобиля или дома, ибо они источают приятный запах и напоминают людям об Аллахе. Но если та или иная вещь вешается из убеждения, что она защитит его владельца, это уже считается попыткой найти альтернативу Аллаху. Если спрос населения не будет удовлетворен, широкое распространение может получить литература неверных религиозных течений.
– Красная ленточка на машине –это тоже как-то связано с религией? Я вот был недавно на штрафстоянке, где стоят машины после ДТП, и почти на всех красные ленточки...
– Красная ленточка не имеет никакого отношения к исламу.
ЕЩЁ СЕМЬ МЕЧЕТЕЙ
– Я была в Турции, где в каждом микрорайоне расположены мечети, и во время пятикратного намаза через громкоговоритель был слышен азан в исполнении имама той или иной мечети. Планируется ли строительство дополнительных мечетей в пригородах Атырау?
– Сейчас мы расширяем центральную мечеть, чтобы в ней могли одновремено находиться 500 человек. Кроме того, начато строительство мечетей в Балыкши, Дамбе. В будущем планируется возведение мечетей в микрорайоне Привокзальный, в селе Ракуша. То есть через 3-4 года в Атырау появятся ещё 7-8 мечетей.
ПЛАТИТЬ НЕ НАДО, НО...
– Считается ли обязательной оплата услуг по чтению Корана и заупокойной молитвы? И если да, то какова её стоимость?
– Нет такого понятия «оплата услуг за чтение Корана за упокоившегося». Аяты Корана не имеют цену. Если человек читает Коран, то он читает это за вознаграждение от Аллаха. А не за определенную плату. И ни один имам, и никто другой не требует оплату и не имеет на это права. Тем не менее у имамов нет утвержденной зарплаты, и они нуждаются в материальной поддержке. Поэтому от пожертвований, которые добровольно дают люди при жаназе, они не отказываются.
– Каждую пятницу в обед, после намаза, прихожане выходят на улицу и создают опасные ситуации на дороге, переходя её как попало и где угодно, при этом ведут себя агрессивно. То же самое творится и с парковкой машин. Вы в курсе всего этого? Каким образом собираетесь решить эту проблему?
– Мы думаем, что этот вопрос решится с увеличением количества мечетей в городе. А из-за агрессивного поведения одного человека не стоит обвинять всю религиозную общину.
– Муфтий предложил на время уразы снизить стоимость продуктов питания на 10%. Поддержали ли вы это предложение?
– Со своей стороны я внёс другое предложение, которое многие поддержали. Мы говорили и о необходимости снижения стоимости проезда в общественном транспорте. Это напоминало бы людям о приходе священного месяца Рамазан, подчеркнуло бы его значимость для всех мусульман. Но мы не собираемся никого принуждать, обязывать, каждый предприниматель сам решает, как ему поступать. Это широко распространенная в мусульманском мире традиция, и она, безусловно, оставляет благоприятное впечатление.
КАК ПРАВИЛЬНО КАЯТЬСЯ
– В христианстве есть ритуал исповеди, отпущения грехов. А как могут искупить свои грехи мусульмане?
– В исламе человек может искупить свой грех, взывая к Всевышнему о прощении своих грехов. И никто, кроме единого Аллаха, не в состоянии отпустить грех. Взывая к Всевышнему, мы должны искренне каяться в совершенном грехе. Это в Коране звучит как «Тауба Насух» (искреннее покаяние). Аллах прощает грехи покаявшимся людям. Для этого человек должен соблюсти три основных правила: 1. Остановить этот грех; 2. Искренне сожалеть о совершенном грехе; 3. Не повторять впредь эти ошибки. И тогда Всевышний простит грехи человека.
– Как может помочь мечеть русскоязычным людям, желающим познать ислам?
– Конечно, мы можем оказать им помощь. Дополнительно они могут получить ответы на свои вопросы на русскоязычных сайтах www.meshet.kz и www.muftyat.kz.
– Можно ли читать Коран и суры на русском? Зачем читают Коран на непонятном арабском, а не на казахском или русском языках? Или же Аллах внемлет только арабскому языку? Если да, то почему?
– В процессе молитвы и чтения Корана, дабы получить награду за чтение, человек обязан читать Коран на арабском языке. Взывать и обращаться с мольбой к Всевышнему он может только на том языке, на котором он может говорить.
«ОДНА НАЦИЯ – ОДНА РЕЛИГИЯ»
– Почему в интересах государства и народа не предъявляются жесткие требования к различным религиозным сектам путём введения дополнений в принятый в 1992 году закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»?
– Жизнь доказывает необходимость внесения изменений и дополнений в этот закон. Дело в том, что существующий закон не в силах пресечь деятельность различных пришедших к нам извне религиозных сект. Мы уверены, что в ближайшее время соответствующие изменения и дополнения в закон все же будут внесены.
– Вы считаете правильной широко обсуждаемую в последнее время в нашей стране инициативу под названием «Одна нация – одна религия»? Недавно посмотрел по одному из российских телеканалов обмен мнениями по теме «Нужна модернизация православной веры или нет?». Однако большинство проголосовало против этого начинания. Что вы скажете относительно модернизации ислама?
– Что касается инициативы «Одна нация – одна религия», то мы её понимаем так: «каждая нация должна придерживаться той религии, которую избрали предки, то есть казахи должны исповедовать ислам, казахам не нужна любая другая религия. Религия мусульман – ислам. Вместе с тем, чтобы обеспечить единство и солидарность среди верующих граждан страны, необходимо придерживаться одного мазхаба. Ислам – религия, сформировавшаяся с момента своего возникновения. Основы её известны, это – Коран и Сунна. Никто не может и не имеет права менять ниспосланную нам Аллахом истинную веру. Поэтому модернизация ислама не нужна.
О ФОНДЕ «ЗЕКЕТ»
– Согласно нашей Конституции, религия отделена от государства. Но всё же, почему бы со стороны государства не назначить постоянную зарплату всем духовным лицам, в том числе и местным имамам, как это делается во многих других странах? Как могут эти люди, которые даже не в состоянии прокормить свои семьи, выступать в защиту нашей религии?
– Вопрос, поднятый вами, имеет огромное значение. Пока не решится вопрос с зарплатой имамов, они не смогут посвятить себя полностью пропаганде религии. Мечети городского, районного масштабов ещё могут выдавать зарплату своим работникам, а вот положение расположенных на периферии мечетей очень тяжелое. Что им делать: думать о том, как прокормить свою семью, или пропагандировать религию? Чего уж тут скрывать, имамы, только что окончившие духовную семинарию, отказываются ехать в отдалённые сёла, так как там не решен вопрос с жильём и заработной платой. На прошлогоднем курултае главный муфтий Абсаттар хаджи Дербисалиговорил о том, что ДУМК поставил перед собой цель создать фонд мусульман Казахстана «Зекет». В настоящее время фонд «Зекет» уже зарегистрирован. Думается, многие финансовые проблемы можно будет решить, если мусульмане, выполняя свою пятую обязанность, будут перечислять в этот фонд 2,5% от своего годового дохода. Из поступивших средств мы могли бы выплачивать зарплату имамам из отдалённых сёл, усилили бы пропагандистскую работу.
– Почему вы не организуете по областному телевидению 1-, 2-часовую историко-познавательную программу для того, чтобы наша молодежь не попала в плен иных течений, а строго придерживалась выбранного нашими предками мазхаба Ханафи?
– На телеканале «Казахстан-Атырау» в свое время была религиозно-познавательная программа «Каусар». Но в силу непонятных мне причин демонстрация религиозных программ была временно приостановлена. И за возрождение этих программ пока никто не берётся. С нашей стороны было отправлено несколько устных и письменных запросов. Но, увы, пока безрезультатно.
ОБ УРАЗЕ
– В прошлом году мне так и не удалось полностью соблюсти уразу. Пропущенные дни уразы я не сумел восполнить по состоянию здоровья и иным причинам. К прошлогодней уразе мне следует вернуться лишь после соблюдения нынешней? Как мне быть?
– Как говорится, «все мы ходим под Богом»,и в том случае, если человек умрет, не успев восполнить пропущенную уразу, в потустороннем мире с него спросится за это. К прошлогодней уразе вы можете возвратиться после окончания священного месяца Рамазан. Перед этим следует огласить свои намерения: «Во имя милости Аллаха приступаю к восполнению пропущенной уразы прошлогоднего месяца Рамазан».
– У меня не будет возможности соблюдать уразу, так как я собираюсь в дорогу. Мне следует начать держать уразу в те дни, когда я буду находиться в пути, или лучше после всех этих поездок?
– Наша религия не обязывает путника держать уразу. В священном Коране написано: «Больные и путники пусть восполнят пропущенные дни месяца уразы в иные дни» (Бакара, 185). В таких случаях пропущенная ураза должна быть возмещена позже. А если в ходе поездки человек останавливается на несколько дней в одной местности, ему следует начать держать уразу в течение этих дней. Если вы, например, управляете самолётом и ураза не отражается на вашей работе, то можно поститься. А если соблюдение уразы мешает управлению самолётом, то тогда держать уразу не следует, ибо это считается харамом.
– В Коране сказано: «Те, которые не в состоянии соблюдать уразу, пусть пожертвуют фидию (искупительная жертва, вещи, скот, деньги) одному обездоленному». Кто относится к указанным в этом аяте людям, «которые не в состоянии соблюдать уразу», и как у нас определить фидию для одного обездоленного»?
– Тем, кто не в состоянии держать уразу, вменяется в обязанность принести искупительную жертву. Это больные, потерявшие надежду на выздоровление, и пожилые люди, которые не в силах держать уразу. За каждый день уразы они должны накормить одного бедняка. Фидию можно отдать и деньгами. Достаточно покормить одного обездоленного утром и вечером в течение 30 дней. И все же, если некоторые старые люди не имеют возможности накормить бедноту, они должны просить прощения у Аллаха. Аллах не посылает человеку непосильную ношу.
КАК ЗДОРОВАТЬСЯ С ЖЕНЩИНАМИ?
– Почему в исламе запрещено здороваться за руку не находящимся в родственных отношениях мужчине и женщине?
– Согласно Ханафи, здороваться с людьми – суннет, а ответ на приветствие – обязанность (уажип). В Коране сказано: «Когда здороваются с вами, отвечайте еще более лучшими словами или дайте ответ теми же словами». Абу Ханифа и его ученики не считали правильным, когда женщина здоровалась с мужчиной первой. С молодыми девушками и женщинами следует здороваться, когда все они собираются вместе. Нельзя приветствовать незнакомую чужую женщину. В наши дни можно здороваться друг с другом в официальных местах, потому что эти места открыты для всех. Можно послать общее приветствие женщинам, собравшимся на конференцию или на занятия. А с одинокой женщиной или группой женщин, встретившимися в укромном месте, не следует здороваться. Мужчины должны здороваться друг с другом за руку только между собой, также и женщины могут пожать друг другу руки только в своем узком кругу. Здороваться за руку с молодой женщиной нельзя, потому что бес может подтолкнуть обоих к греховным мыслям. Пророк говорил: «Я не здороваюсь с женщинами за руку».
– Как относится ислам к суррогатному материнству?
– Ислам запрещает суррогатное материнство. Однако, если мужчина и женщина являются мужем и женой и у них нет возможности зачать ребёнка естественным путём, разрешается введение семени неестественным путём (через ЭКО). Введение семени в лоно посторонней женщины является харамом.
– Говорят, что нельзя читать намаз после совершения полового акта. В основном физическая близость происходит в ночное время. А у меня дома нет места, где я мог бы произвести полное омовение (гусыл). Можно ли в таких случаях вместо полного омовения совершить частичное?
– Аллах не желает, чтобы мы испытывали какие-либо трудности. Именно поэтому ислам – легкая для его исповедания вера. А требуемые Аллахом от нас обязанности не представляют собой ничего сложного. Поэтому слова о том, что дома нет места для совершения гусыл, явно неуместны. Во времена Пророка тоже не было места для совершения омовения. Говорится, что посланник Аллаха (Пророк) «совершал гусыл, используя блюдце».В наше время можно использовать для этого различные виды домашней утвари, хоть блюдце, хоть тазик и т. п.
– Считается ли тяжким грехом мастурбация? Как относится шариат к занятиям оральным сексом? Считается ли это грехом?
– Учёные, основываясь на словах из Корана: «Они оберегают свои срамные места», считают мастурбацию харамом. А что касается путей избавления от привычки заниматься мастурбацией, то это в первую очередь вступление в брак. Пророк говорил: «О, молодые! Если среди вас есть те, кто имеет возможность жениться, то пусть сделают это. Женитьба убережёт ваш взор от непристойных вещей». Большинство учёных не одобряет также и оральный секс, который противоречит шариату. Язык дан нам богом для того, чтобы мы могли говорить хорошие слова и возвеличивать Аллаха. Айша говорила: «Я никогда не видела срамное место Пророка».
– Разрешено ли многожёнство в исламе? Если да, то почему нет попыток узаконить это?
– Согласно шариату, мусульманин может иметь до четырех жен одновременно, но с условием, что будет справедлив ко всем и во всем: в обеспечении жильем, одеждой, пищей и т. п. Следует также заметить, что многоженство не является обязанностью. Насколько я помню, несколько лет назад этот вопрос поднимался депутатами парламента, но министр юстиции на тот момент отказал им в рассмотрении этого вопроса. Если я не ошибаюсь, в то время министром была Загипа Балиева.
«УМОРИТЕ ШАЙТАНА ГОЛОДОМ!»
– Где обитают черти, что делать, чтобы они не смогли нам причинить вреда?
– В одном из хадисов Пророка говорится: «Бес двигается по нашим кровеносным сосудам. Уморите его голодом!» Сатана всегда становится на пути человека, желающего вести праведную жизнь. Единственный путь борьбы со злыми духами – соблюдение уразы.
– Журналисту, написавшему про парня из Жумыскера, в которого вселился бес, вы сказали, что есть человек, способный чтением молитв изгнать его. Кто этот человек?
– Изгнание вселившихся в человека злых духов зависит в первую очередь от него самого. Надо верить в Аллаха и просить у него защиты от сатаны. Наш Пророк в своем хадисе говорит: “Тот, кто прочитает аятуль Курси утром, будет неуязвим перед искушением сатаны вплоть до вечера. А тот, кто читает его вечером, будет находиться под защитой Аллаха до самого рассвета”. А парень из Жумыскера в настоящее время чувствует себя нормально и работает на автозаправочной станции.
ЗАУПОКОЙНАЯ ПО АЛКОГОЛИКУ
– Можно ли читать заупокойную молитву по умершему от алкоголизма?
– Если человек, умерший от алкоголизма, является мусульманином, то читается заупокойная молитва.
– Несколько лет назад на свет появились овцы и ягнята, на которых можно было разглядеть слово «Аллах» на арабском языке.Такая же надпись может быть обнаружена и на различных продуктах питания. Можно ли употреблять их в пищу?
– В шариате не cказано, что запрещено употреблять еду с надписью в виде слова «Аллах». При виде очертания таких букв необходимо произнести: «Аманту биллахи уа расулихи» (Верую в Аллаха и его Пророка). А употребление в пищу еды с таким знаком не является харамом. То же самое относится и к овцам.
ПУСТЬ ПРИСНИТСЯ ПРОРОК…
– Что делать, если сон, который приснился ночью, сильно встревожил меня?
– Пророк разделял все сны на три вида: 1. Рахмани сон. 2. Нафсани сон. 3. Шайтани сон.
Например, если вам приснился Пророк, то это явно рахмани сон, потому что сам Пророк говорил: «Увидевший меня во сне подобен тому, кто видел меня наяву, потому что бес не может принять мой облик».Если человек во сне читает Коран, находится внутри мечети, читает намаз, то естьсовершает поступки, так или иначе связанные с шариатом, такие сны также относятся к рахмани снам.
К нафсани снам относятся такие сны, в которых человеку снятся совершенные им в течение дня действия: работа, приём пищи, встреча с людьми и т. п.
Шайтанисны: распитие водки, разговор с девушкой, совершение прелюбодеяния, кражи. К ним также относятся сны, где сатана призывает позвать людей, чтобы разыскать преемника Аллаха, а также подстрекает к другим греховным поступкам.
Пророк как-то сказал: «Если ты увидел плохой сон, не говори никому о нём».
НА ПОМИНКАХ, КАК НА СВАДЬБЕ
– Почему именно на атырауских поминках столы накрывают, как на свадьбу? Почему именно в Атырау вместо того чтобы скорбить по умершему, родственники и близкие носятся по базарам, чтобы накормить толпу? Ведь пока тело не вынесли, дома нельзя готовить и угощать! Хочу высказать свое мнение по этому поводу. Имамы должны говорить на каждых поминках о том, что нельзя ставить на стол колбасу, конфеты, различные салаты, фрукты! Куырдак, баурсаки, сметана, сахар, чай, ну и беспармак – вот и всё! Меня это всегда возмущало, не знаешь, плакать или искать деньги, чтобы накормить толпу! Пожалуйста, донесите это до атырауских имамов! Спасибо! Надеюсь быть услышанной и понятой!
– К сожалению, такое встречается не только в Атырау, но и в других регионах нашей страны. Я с вами согласен, да, каждый имам должен говорить, что нельзя ставить колбасу, конфеты и др. Но не следует забывать, что в первую очередь имамы должны доносить слово Божье, что мы как раз и делаем на подобных мероприятиях. Если мы сумеем донести слово Божье, то все это само по себе встанет на свое место. Но для этого нужно усердие, труд и время.
– После того как стал читать намаз, перестал ходить на различные тои и торжества, потому что во многих случаях столы обычно уставлены спиртными напитками. А родственники и друзья обижаются на меня и считают, что я пренебрегаю ими. Что вы мне посоветуете? Пророк ведь говорит, что нельзя рвать отношения с родственниками, ибо это считается грехом.
– По возможности вы не должны выходить за рамки шариата. Рассмотрите возможность поздравить за день до намечаемого торжества или на следующий день. Но вы должны четко объяснить, почему вы поступаете таким образом.
А ПОЗОВУТ ТЕБЯ ПО ПЕРВОМУ ИМЕНИ
– Некоторые принявшие ислам русские парни и девушки меняют свои имена на Абдуллу или Амину. Разве ислам не является верой для всего человечества, а не только одной определенной нации? Им, наверное, вовсе не обязательно менять имена, которые даны при рождении?
– Пророк не любил имена с плохим значением и поэтому менял их на хорошие по смыслу имена. Айша говорила: «Пророк изменял плохие имена».Пророк изменил имя дочери Омара Гаасия(«идущая наперекор») на Жамилю («прекрасная»). А вот имена с хорошим значением он оставлял в их первоначальном виде. Суждение людей о том, что раз они стали читать намаз, избрали путь религии, соответственно и имена у них должны быть чисто мусульманскими, является ошибочным. Потому что имена некоторых сахаба остались без изменений и после прихода ислама. Как явствует из хадиса, в судный день каждого человека вызывают под тем именем, которое было дано ему при рождении.
– Как распределяются деньги, пожертвования людей? Есть ли примеры адресной или другой материальной помощи со стороны мечети?
– Не все знают, что за счёт поступающих от населения пожертвований оплачиваются все расходы мечети. Несмотря ни на что, мечеть оказывает денежную помощь студентам, которые получают образование во всех уголках нашей страны. Оказывается постоянная помощь лишившимся своих родителей детям из микрорайона Алмагуль-2. В дни Курбан айта 300 семьям было роздано мясо, присланное благотворительным фондом «Изгилик». Были снабжены всей необходимой одеждой детский дом «Ак бота» и дом для престарелых.
– Благодарим вас!
Ведущая Сания ТОЙКЕН