По словам начальника управления мобилизационной подготовки, предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий Халела МАКСУТОВА, сообщение о ЧП поступило 11 марта. После схода льда шесть ПТС внезапно пошли ко дну – над водой остались торчать лишь верхушки мачт. А находившиеся на судах 50 бочек с нефтепродуктами чуть было не отправились в свободное плавание. Эти 200-литровые ёмкости спасательные службы ловили с обычной лодки, однако разлившиеся нефтепродукты успели покрыть примерно 50 квадратных метров водной глади Урала над затонувшими кораблями.
К 13-му марта около 30 кубометров загрязнённой воды выкачали специальными вакуумами. Подключились и специалисты компании «Аджип ККО». Оградив загрязнённый участок бонами, они раскатали «промокашки» с абсорбирующими веществами, которые впитывают нефтепродукты с поверхности воды. Сбор нефтехимии завершился только 18 марта. Аджиповцы, возможно, даже помогут поднять затонувшие ПТС.
Кстати, это те самые браконьерские суда, задержанные на Каспии в прошлом году. Первую партию из трёх ПТС «выловили» весной 2007-го, вторую – чуть позже. Как сообщил природоохранный прокурор Балтабай ХАЛЫКОВ, после долгого разбирательства экипажи первых трёх судов приговорили к наказанию, не связанному с лишением свободы, и отправили восвояси. Сами же браконьерские ПТС были конфискованы в доход государства. А судебный процесс по второй группе ещё продолжается.
Всё это время ПТС фактически безо всякого ухода ржавели на причалах, а всю суровую зиму были плотно скованы льдом. Возможно, напирающий лёд повредил корпуса, и с наступлением тепла суда просто пошли ко дну. Такова на сегодняшний день официальная версия. Любопытно, кому теперь экологи и прокуратура будут предъявлять претензии за нанесённый ущерб?
Лев ГУЗИКОВ
Фото В. Истомина
20 марта 2008, 00:00