После серии публикаций о неудавшемся озеленении проспекта Бейбарыса некоторые чиновники поспешили обвинить меня в сеянии среди населения пораженческих настроений. Мол, не стоит связывать отдельные неудачи озеленителей на локальном участке с глобальным озеленением Атырау. Я тоже за зелёный и чистый город. Смущают только методы подрядных компаний, взявшихся за это благое дело. Раздражает отсутствие какого-либо результата – при том что деньги ежегодно выделяются немалые. Оказалось, не меня одну. Мой собеседник, известный в Атырау частный предприниматель, специализирующийся на продаже цветов и ландшафтном дизайне, Георгий ЩЕРБАКОВ (на снимке) тоже решил высказаться на эту тему. Главное, что он хотел сказать: не верьте подрядчикам, хулящим землю атыраускую. На ней, серой и неприглядной, растет всё. Главное – болеть душой, в том числе за вложенные в землю деньги налогоплательщиков.
– То, что я наблюдаю во время периодических кампаний по озеленению городских улиц, иногда вводит меня в ступор. Несколько лет назад я наблюдал, как на перекрестке Азаттык – Ауэзова высадили розы корнями вверх! А в этом году на проспекте Бейбарыса саженцы высаживали в мае, когда сроки посадок, а у нас они очень сжатые, уже прошли, – рассказывает Георгий по дороге в свое крестьянское хозяйство, расположенное в районе Чёрной речки, часть которого отдана под питомник.
За неприглядным забором и скромными хозяйственными постройками скрывается настоящая ландшафтная роскошь. В нашей родной серой, в трещинах, высохшей глине растут симпатичные ряды туи и можжевельника – десятки сортов! Туя – маленькая и большая, она же шарообразная, раскидистая, высокая... Я увидела много неизвестных мне видов деревьев, кустарников и цветов. А рядом с ними превосходно чувствуют себя виноград и молодые яблони. Каждое из яблоневых деревцев, по словам Георгия, способно дать до 50 кг яблок.
Мы возвращаемся к разговору об озеленении города.
– Конечно, климат у нас крайне жесткий. Поэтому нам, цветочникам, выгоднее и проще закупать товар, выращенный в благоприятных условиях. Собственное производство дорого и затратно. Но мы сознательно часть продукции производим здесь или перед реализацией адаптируем растение к местному климату в течение нескольких месяцев, а то и лет. Почему? Потому что если купленное кем-то растение через короткий период погибнет, клиент придёт с упреками ко мне. Поэтому для нас принципиально важно, чтобы растение, которое должно украсить ландшафт, сначала адаптировалось к местным условиям, чтобы после высадки в открытый грунт оно не болело и радовало глаз. Отсюда и следует, что один из главных элементов успешной высадки – качественный посадочный материал. Моё мнение – при городском озеленении принципиально важно использовать местный посадочный материал, а не привозной дешёвый материал из южных районов. Бедные растения потом несколько дней возят по городу с открытой корневой системой, тогда как для обеспечения жизнеспособности их нужно высаживать в открытый грунт в короткие сроки. Также важно использовать виды растений, уже зарекомендовавшие себя в наших условиях.
Вы сами могли убедиться, что у нас растёт много чего хорошего, главное – соблюсти сроки посадки и обеспечить достаточный полив, который нужно делать не по установленному кем-то плану, а в объёмах, необходимых растениям. А у нас как? Деньги выделили – поливаем, не выделили – не поливаем. А потом удивляемся, почему не растёт? Я считаю, что все эти утверждения о том, что у нас нереально сложные условия для озеленения, надуманные. Сложные, это правда, но не критичные, – уверен Щербаков.
–По вашему мнению, в чём причина неудач очередных озеленителей на проспекте Бейбарыса?
– Как я уже говорил, деревца поздно начали сажать. Кроме того, на проспекте высаживались какие-то кустарники, кажется, корнус или что-то похожее. Если так, то выбор вообще несколько странный... Знаете, критиковать легко. Если в этом районе города действительно проблема с высоким уровнем грунтовых вод, не проще ли использовать силы и средства в других районах города? Места-то у нас сколько хочешь. Практически все районы, прилегающие к берегам реки, пригодны для озеленения без особой предварительной подготовки.
–А как быть с аномально высоким уровнем грунтовых вод и фекальных масс, на что сетовала компания-подрядчик?
– Конечно, отсутствие дренажа – большая проблема. При таких объёмах работы неплохо было бы заранее проверить участок... Несколько лет назад, в бытность КГП «Дренаж», при строительстве ресторана нас обязали обеспечить дренаж нижнего этажа. Вырыли колодец, протянули трубы и поставили насосы, а грунтовой водой поливали высаженные во дворе карагачи. Вы сами их видели, растут прекрасно. Сейчас их вообще не поливаем, они достали корнями воду. По поводу септиков: многие наши пятиэтажки из-за затопленных подвалов тоже стали большими септиками, и вокруг этих домов благополучно всё растёт… Сами по себе фекалии, в общем-то, являются своего рода удобрением с высоким содержанием азота.
–Так в чём же дело? Меня как обывателя интересует, почему ежегодно выделяют много-много денег, а в городе всё ещё не зелено?
– Главное, озеленением должны заниматься не случайные люди, а те, у кого есть опыт, знание местных особенностей и собственный посадочный материал. А чтобы всё это было, нужно, чтобы изменился подход государства к финансированию такого вида работы, чтобы во главу угла ставилось качество товара и услуг. Но закон о госзакупках делает акцент на экономии – что дешевле, то и покупается. И на сегодняшний день мы имеем дешёвые саженцы, обречённые на гибель, и подрядчиков, далёких от озеленения.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора