Во время расследования причин гибели саженцев на проспекте Бейбарыса («Бесполезная это работа, сажать деревья в болото») мною был направлен официальный запрос в Межрегиональный департамент «ЗапКазНедра». Основаниями для запроса стал аномально высокий уровень залегания грунтовых вод, выявившийся при исследовании этого участка.
ВОДА ВЫШЛА НА ПОВЕРХНОСТЬ
ЖКХ и генподрядчик ТОО «МунайКурылысСервис» тогда поспешили обвинить во всем сильные ливни, прошедшие в мае-июне этого года. По нашей же информации, подъем грунтовых вод в этом районе города стабильный последние несколько лет.
А из официального ответа, полученного из «ЗапКазНедра», вообще складывается пугающая картина. В конце марта 2008 года гидрогеологи фиксировали в скважинах №96 и 98, расположенных недалеко от проспекта, залегание грунтовых вод на критических отметках в 0,03 и 0,05 м. Вода практически вышла на поверхность.
К сожалению, гидрогеологи дали выборку данных лишь с 2007 года. В среднем по обеим скважинам ежегодно уровень подземных вод в мае-июне достигает критических отметок в 0,28-0,38 метра. Впрочем, неблагополучная картина с грунтовыми водами видна невооруженным взглядом на всем протяжении самого длинного проспекта в Атырау. Соляные корки по обочинам дорог и подсыхающие на жаре солончаковые лужи в низинах. Сильно не повезло жителям быстро потерявших презентабельный вид относительно недавно построенных 9-этажных домов по улице Аманшина и учащимся областной школы для одаренных детей, тоже располагающихся в этом районе. Вся прилегающая к домам и школе территория весной напоминает болото, а сейчас покрыта белым налетом.
Бог с ним, с озеленением, но стабильно высокий уровень грунтовых вод, по мнению специалистов, рано или поздно приведет к необратимым последствиям, как-то коррозия металлических конструкций фундамента и т.д. Недолгий срок специалисты дают и самому проспекту. По их мнению, каждые пару лет дорога будет требовать капитального ремонта, и первыми будут разрушаться участки, соприкасающиеся с лотками. А значит, опять в ход пойдут бюджетные деньги. Впрочем, время – лучший судья. А мы прибегнем к помощи науки.
ВСЁ ДЕЛО В ПРОТЕЧКАХ
Прокомментировать ситуацию на проспекте Бейбарыса я попросила профессора кафедры гидрогеологии и инженерной геологии Казахского национального технического университета им. К. Сатпаева, кандидата геолого-минерологических наук Вячеслава ЗАВАЛЕЯ. Заранее прошу прощения у читателей за перегруженность сложными терминами. Но, по мнению профессора, они принципиально важны для понимания общей картины.
– Источником питания грунтовых вод в природных условиях являются атмосферные осадки, поверхностные водотоки и водоемы. Если пористые горные породы (грунты), залегающие на поверхности, имеют хорошие фильтрационные свойства, то часть выпавших атмосферных осадков и поверхностных вод под действием гравитации инфильтруется в их толщу. Это движение воды вниз задерживает водоупорная порода (водоупор), имеющая весьма низкие фильтрационные свойства. Таким образом над водоупором инфильтрационная вода накапливается, вытесняя из всех пор горной породы имевшийся там воздух. Здесь формируется так называемая зона полного насыщения, где все поры и пустоты горной породы заполнены водой. Верхняя граница этой зоны носит хорошо нам всем знакомое название «уровень подземных вод». Выше уровня подземных вод, вплоть до поверхности земли располагается так называемая «зона аэрации».
Со слов профессора, уровень подземных (грунтовых) вод зависит как от климатических, так и от техногенных факторов. В естественных условиях, не нарушенных техногенной деятельностью, мощность пластов в грунте, как и глубина залегания уровня подземных вод зависит, в первую очередь, от климатических факторов. Весной питание грунтовых вод возрастает и, соответственно, повышается уровень подземных вод. При отсутствии питания, например, жарким летом, происходит обратная картина. Снижаются уровни грунтовых вод, уменьшается зона полного насыщения и увеличивается зона аэрации.
Это как раз та зона, где формируется корневая система растения и откуда растения получают необходимое для своей жизнедеятельности количество влаги и кислорода. В зоне полного насыщения влагой кислорода нет, нет и условий для функционирования корневой системы. Природные растения хорошо приспосабливаются к естественным колебаниям уровня подземных вод и мощности зоны аэрации. Выживают только те, которых, образно говоря, такие условия устраивают.
– Дело в том, что с наступлением лета и аномальной жары уровень грунтовых вод у нас почему-то не снижается, по крайней мере, в этом году...
– Теперь рассмотрим, как формируется обстановка в техногенных условиях, т.е. в условиях влияния человека на грунтовые воды. Город потребляет значительное количество воды (водоснабжение, орошение, технические нужды). Для сохранения сложившегося природного естественного баланса влаги необходимо отводить за пределы территории столько же воды, сколько поступило для водопотребления. Если потреблять воду мы научились хорошо, то с водоотведением, как правило, возникают серьезные проблемы. Утечки из канализационной системы, фильтрация из септиков, инфильтрация оросительных вод, другие водопотери неизбежно приводят к увеличению доли питания и, как следствие, к подъему уровня подземных вод.
НИ КАПЛИ В ЗЕМЛЮ!
– Как с этим бороться?
– Хорошо помогают дренажные системы – горизонтальные или водоотводящие скважины. Но это только при хороших фильтрационных свойствах водоносных пород и значительных уклонах. Ни того, ни другого в условиях Атырау нет. Водоносные горизонты заглинизированы и имеют весьма низкие фильтрационные свойства, а гидравлические уклоны почти нулевые. Каков выход из создавшегося положения? Дренажные системы исключать, разумеется, нельзя. Однако выход видится в полном исключении водопотерь. Полная герметизация объектов водоотведения, строгий контроль за утечками из водопровода, переход на малодебитные системы орошения, исключающие потери на инфильтрацию. Один из методов полива без потерь - капельное орошение. Если пустить по бороздам большой объем воды, завтра это аукнется подъемом уровня подземных вод, уменьшением мощности зоны аэрации, засолением почвы, угнетением, а то и гибелью насаждений. Судя по всему, гибель высаженных на проспекте деревьев обусловлена критическим подъемом уровня подземных вод, почти полным отсутствием зоны аэрации, а возможно и токсичностью подземных вод. Сразу оговорюсь – при наличии минимальной информации это лишь мои предположения, которые могут быть далеки от истины.
БРУСЧАТКА МЕШАЕТ ИСПАРЕНИЮ
Между тем местные гидрогеологи тоже склонны винить в случившемся техногенный фактор. По их мнению, достаточно небольшого количества атмосферной влаги или техногенных вод, чтобы уровень грунтовых вод в очередной раз повысился. А повсеместная укладка брусчатки со строительством ливнестоков только усложнит ситуацию. Воде негде будет испаряться, а агрессивная соль буквально разъедает основу брусчатки.
Меня очень интересовал вопрос, каким районам Атырау, кроме вышеназванного проспекта, грозит подтопление. Но, к сожалению, гидрогеологи такой информации дать не могут из-за малочисленности опытных скважин. Их на растущий город насчитывается всего 67. Тогда как, по самым скромным подсчетам, их нужно не менее сотни.
Интересный нюанс. Наш запрос, как выяснилось, вызвал настоящее оживление в МД «ЗапКазНедра». Бедные ученые уже успели позабыть, что их исследования кому-то нужны. Когда за качество работ на бюджетные миллионы никто не спрашивает, о науке можно не вспоминать…
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора