Атырау, 22 декабря 14:12
 ясноВ Атырау -1
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Бангкок, муравейник ангелов

7 479 просмотров
Бангкок, муравейник ангеловПро дальние страны хорошо умел рассказывать главный путешественник Советского Союза Юрий Сенкевич. Такая работа всегда предмет тотальной зависти: казалось бы, ездит себе человек по миру за счет фирмы и путевые заметки стряпает. Меж тем «рассказать» целую страну в одной передаче или газетной статье – труд порой непосильный, как оказалось. Я не сделала этого ни разу прежде, хотя каждый раз, выбираясь в долгожданный отпуск, обещала себе вести заметки. Но так и не довелось: заели муки творчества, а точней лень. Но в этот раз ей, матушке, с ними не справиться. Эмоции меня душат и не дают спать по ночам – я это видела! Что? Экзотический Таиланд.
Ну чё так орать-то?! – скажет читатель бывалый. А то, что в этот раз я видела не открыточную страну с набором обязательных экскурсий, включенных в турпакет оператора с пометкой «all included», а объездила треть страны практически на своих двоих (если не брать в расчет самолеты, поезда и автобусы), без гида и трансфера в забронированный заранее отель. И посмотрела не только навязанную в первый мой приезд в эту сказочную страну Паттайю и Бангкок, но и север, юг и запад этой растянувшейся вдоль Андаманского моря слоновьей башки – каким-то мистическим образом Таиланд на карте имеет форму головы священного для тайцев животного. И это не самая большая странность Сиама.
«БАНГКОК – СЕРДЦЕ РАЗВРАТА И ПОРОКА»

Так в русском переводе охарактеризовал этот город персонаж Хью Гранта в одной из известных комедий про толстушку Бриджит Джонс «Грани разумного». Осторожная во всем мире статистика официально насчитала в БКК 7 миллионов постоянно проживающих человек. Неофициальные источники называют 10, 12, а то и 17 миллионов. Кому верить – не знаю, но с высоты птичьего полета (ну, хорошо, из иллюминатора эйрбаса) раскинувшийся внизу Крунг-тхеп Маха Накхон и еще несколько десятков слов (так на самом деле звучит название столицы Таиланда, перевод которого звучит как «Город ангелов и пр. и пр.») окинуть взглядом невозможно. Полагаю, посчитать точное количество голов в этом людском муравейнике просто невозможно. Поэтому порок в азиатском Городе ангелов найти, конечно, не сложно. Как, впрочем, в любом другом городе мира. Просто здесь это явление в силу какой-то врожденной лояльности тайцев носит очень открытый характер. Ну, занимается кто-то проституцией, и что с того? Его тело – его дело.
САНУК-САБАЙ!

Бангкок, муравейник ангеловПри этом проститутка может быть вполне набожной особой, буддизм вообще не религия запретов, скорей наоборот. Главная цель буддиста, в моей очень приземленной трактовке, конечно, – это вселенский санук-сабай. Любой коннект с местным без упоминания этого пожелания немыслим. У нас, в силу особенности менталитета, всякая акция вызывает реакцию. Занять боевую стойку для любого доброго христианина или благочестивого мусульманина дело трёх секунд. Тайцы предпочитают любую внештатную ситуацию разрядить еще на этапе её зарождения. Сабай-сабай, скажут тебе, завидев выразительно затрепетавшие ноздри и наливающиеся яростью глаза. Что это значит? Мне показалось – расслабься, что-то вроде уже нам знакомого американского don’t worry, be a happy. Приведу трактовку одного из завсегдатаев форумов о Таиланде под ником Addicted- ToThai: «Санук и сабай – два краеугольных камня Таиланда, основополагающая концепция мировосприятия, которая делает тайцев тайцами, а атмосферу в Таиланде именно той, за которой мы сюда стремимся. Санук – это удовольствие и fun для души, сабай - телесный комфорт, удобство. Санук-сабай – это когда всё супер, кайф физический и духовный одновременно. В жизни тайца все должно быть санук. Если работа не санук – попытайся превратить её в санук или нафиг такую работу. Санук и сабай – невзаимосвязанные понятия. Бывает санук без сабая, и наоборот. Например, если сидишь в кино и получаешь удовольствие от сеанса, то это санук, но если при этом испытываешь чувство голода, то уже май сабай (не сабай)».
Как сохранить сабай и санук в этом оглушительном, кипучем, вечно неспящем мире, полном смога, пробок, непонятных, порой откровенно смрадных запахов, грохота наземного метро и клаксонов миллионов машин, спешащих на службу белых воротничков и обращенных внутрь себя монахов в оранжевых одеждах, обычных людей и ярких, как птички, трансвеститов, транссексуалов, геев или просто метросексуалов, роскошных небоскребов и нищих лачуг, дорогих автомобилей и древних вонючих тук-туков... Но, как видно по тайцам, можно. Бангкокцы удивительной приспосабливаемости народ. Некоторые живут на свалках в картонных коробках под сводами грохочущих день и ночь хайвеев и нормально себя чувствуют. Горемычных, в нашем представлении, людей как-то не встречается. Отчаяние, гнев, зависть – кажется, эти чувства тайцам неведомы. Так же, как и индусы, они умеют принимать жизнь такой, как она есть.
ЕДА ВСЕГДА, ЕДА ВЕЗДЕ

Непритязательны тайцы и в еде. Часто они едят практически на тротуарах, и не всегда за столиками. Пообедать можно не только на лавке остановки метро, но и сидя на корточках у автобана, стоя в ожидании автобуса или просто на ходу. Еда, точней, процесс её приготовления и поглощения – отдельная тема. Столько едален и столько едоков я не видела ни в одном городе мира и даже ни в одной телепрограмме о городах мира. Тайцы не просто едят, они жуют беспрерывно, оставаясь при этом самой стройной нацией в мире. Толстый таец довольно большая редкость. При этом вся эта возня с приемом пищи начинается в районе 5 утра, и не знаю, прекращается ли вообще. Просто мне не довелось шататься по БКК раньше этого времени. Едят все, едят везде, едят всё: немецкие свиные колбаски и итальянскую пасту, восточную шаурму и китайские дим-самы, японские суши и испанскую паэлью, арабский кус-кус и французские круассаны, индийские сладости и даже русские блины (нашего казы нет - оговорюсь сразу, и горячий чай они тоже не пьют). Про тай-фуд и говорить не стоит. Мобильные полевые кухоньки, т.н. макашницы, предлагают что-то жареное, кипящее, бурлящее, шипящее везде, где только возможно расположить своего рода миниатюрный мангал и два крохотных столика. На площадях побольше, как правило, на нижних или верхних этажах огромных супермаркетов или шоппинг-моллов, располагаются гигантские забегаловки уровня рабочей столовки или целые кварталы пафосных ресторанов и ресторанчиков. Названия – самое то: Food factory, 5th Food Avenue, Food Heaven… Словом, проголодаться в БКК – задача не из легких. В любое время дня и ночи здесь можно закусить кулёчком хрустящей саранчи, сверчков или гусениц за 10 бат (33 тенге), тарелкой тайского супа и чашкой риса за 50 тенге, палочкой шашлыка из куриных крылышек, почек, гузок и пр. за 100 тенге или огромным подносом японской еды в сети «Фуджи» по смехотворной цене. Вы можете в это поверить? Кучка обожаемых всеми калифорнийских роллов, чашка мисо-супа, фрукты на десерт, термос японского чая и еще масса маленьких тарелочек с разной снедью – 700 тенге! Поклонникам европейской еды придется расстаться с более ощутимой суммой - что делать, снобы они и в Тае снобы.
БУДДА И АВТОБАНЫ

Бангкок, муравейник ангеловПервыми жертвами американского фаст-фуда в среде консервативных в целом в еде тайцев стала, как обычно, молодежь. Школьники встречаются с друзьями, назначают свидания и даже уроки делают в Макдональдсе. Взрослые же придерживаются тайских традиций, в скорости приготовления, кстати, превосходящих штатовский фаст в разы. Такого фаст-фуда, в буквальном смысле слова, мне встречать не доводилось. Вся тайская еда – это что-то, что только недавно ползало, прыгало, плавало или летало. Сама культура, образ жизни и где-то даже религия не позволяет тайцам подавать вчерашнее, есть подогретое и хранить продукты «не первой свежести» до второго пришествия. Аквариумы, где резво плавает не сдающаяся до последнего вздоха миниатюрная акула, лениво покачивается здоровенная барракуда или лежит, зарывшись в дно, плоская камбала, обреченно ждет своего часа омар, каменнопанцирный краб или прячется в углу нежная королевская креветка – норма для тайских ресторанов. Клиент тычет пальцем в жертву, и уже через пару минут она украшает его тарелку. Всё, как правило, готовится на глазах у заказчика – на сильном огне и не более 3-4 минут.
Разумеется, в БКК есть чем заняться не только гурманам. Главное, не ослепнуть от блеска и роскоши более чем 400 величественных храмов и золота многочисленных Будд в них. Не свернуть шею в попытках разглядеть верхние этажи стеклянных небоскребов и последнюю полосу многоярусных скоростных автобанов. Не пропустить свою станцию, отвлекшись на телек в вагоне воздушного метро Skytrain. Не упасть без сил в попытках осмотреть музеи и арт-галереи. Не заснуть в постели одного из кинозалов 14-зального мультиплекса, где вместо банальных зрительских кресел можно завалиться в самую настоящую кровать – если есть лишние 50 долларов в кармане…
Сказать, что Бангкок – город контрастов, это значит ничего не сказать. Окунувшись в обычный будний день Бангкока, ты понимаешь – принять всё это наши неизбалованные впечатлениями органы восприятия не в состоянии. Здесь всего в избытке и всё в изобилии. И нужно время, чтобы всклокоченные осязание, обоняние, вкус, зрение и слух улеглись и достигли сабая. Только так ты можешь вжиться в Город ангелов. А иначе он тебя выплюнет и забудет, а ты никогда не сможешь ему этого простить.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото автора
(Продолжение следует)

13 марта 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.