Бензин подорожал? Что стоит перевести своё авто на альтернативное топливо – сжиженный газ? Но не всё так просто. В редакцию обратились с письмом водители с жалобой на постоянные перебои поставок топлива на газозаправочных станциях.
В письме говорится: «Мы - жители области, где добывается нефть и газ. Тем не менее испытываем проблемы с топливом для наших автомашин. В последние месяцы заправить газом авто становится всё труднее. Проблемы начались в апреле, когда закрылся на ремонт Атырауский НПЗ. Планировали, что ремонт будет длиться один месяц, но он затянулся. Сейчас сжиженный газ на заправках бывает только по понедельникам, это порождает огромные очереди. Сотрудники заправок объясняют, что не могут получить газ у своего поставщика – ТОО «Стандартгаз». Что нам делать? Цена литра бензина преодолела планку 100 тенге, а литр газа стоит 33 тенге. Просим областные власти решить проблему обеспечения топливом газозаправочных станций области”.
Владельцы автомашин С. Абдолов, М. Мунгатов, Н. Нурмаханов, А. Ажибаев и другие.
Письмо подписано 19 водителями. Здесь же указаны госномера и марки автомашин. 13 подписантов являются водителями бортовых «Газелей».
Вот как объяснил сложившееся положение владелец сети газозаправочных станций, директор ТОО «Жайыкгаз» Мурат САРИЕВ:
«Мы занимаемся розничной торговлей сжиженным газом. Топливо покупаем у монополиста ТОО «Стандартгаз». Где-то в марте нам начали сокращать поставки. Мы неоднократно выходили с письмами в облакимат. На совещании заместитель акима области Аскар АБДИРОВ дал указание сохранить объемы поставок газа на уровне 400 тонн в месяц. Но в мае мы получили лишь 90 тонн, в июне - 108.
Несмотря на то, что в Индерском и Кызылкогинском районах жители в большом количестве потребляют баллонный газ, из-за сокращения объёмов мы были вынуждены закрыть там заправочные станции. Станции разукомплектованы, и мы туда уже не вернёмся. Между тем в прошлом году была аналогичная ситуация. И мы тогда потеряли большое количество клиентов. В этом году подорожание бензина вызвало наплыв клиентов, но наша компания не может удовлетворить спрос по причине дефицита газа.
Финансовое положение предприятия таково, что мы выплачиваем лишь зарплату работникам, о запчастях для оборудования и служебных автомашин никто и речи не ведёт. Это при том, что в июне этого года департамент агентства по регулированию естественных монополий снизил цену на газ с 1 600 до 1 527 тенге за один баллон и с 35 до 33 тенге за литр.
В области действуют всего 4 газозаправочные станции, и решается вопрос о закрытии станции в Ганюшкино. Мы могли закупать сжиженный газ у ТОО «Тенгизшевройл», но у нас нет своей железнодорожной ветки. Железная дорога есть только у ТОО «Стандартгаз». Зато у нас есть труба, по которой можно получать до 200 тонн сжиженного газа с Атырауского НПЗ, но у них договорные обязательства со «Стандартгазом».
Причина кризиса в том, что департамент агентства по регулированию естественных монополий установил ценовую планку и для «Стандартгаза», и эта цена почти вдвое ниже экспортных цен. «Стандартгазу» стало невыгодно сотрудничать с нами».
Между тем потребителями баллонного газа являются не только автолюбители, но и КСК, областная противочумная станция, обучающие подразделения службы пожаротушения, КГП «Облтрансгаз», кожно-венерологический диспансер и другие.
Директор представительства ТОО «Стандартгаз» Мирас ЕРУБАЕВв беседе с нами не раз упомянул, что вопрос об увеличении поставок «Жайыкгазу» в компетенции головного офиса «Стандартгаза», который находится в Алматы. По мнению М. Ерубаева, нынешние поставки «Жайыкгазу» сжиженного газа достаточны. В прошлом году на газозаправки поставлялось ещё меньше топлива. Просто сейчас из-за подорожания бензина у автолюбителей начался газовый бум, и владельцы заправок хотели бы получить от этого свою выгоду.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина