Атырау, 26 декабря 17:59
 ясноВ Атырау -4
$ 514.93
€ 536.04
₽ 5.18

Николай ФОМИН: «Бюджет от гибели саженцев не пострадал»

6 563 просмотра

Какова истинная причина гибели саженцев на проспекте Бейбарыса (Алиева Сатыбалдиева)? Почему озеленяющая компания игнорирует опыт местных агрономов, привлекая к работе алматинцев и корейцев? Об этом и многом другом наше интервью с и. о. директора ТОО «МунайКурылысCервис LTD» Николаем ФОМИНЫМ (на снимке).

 

– 16 июня сотрудники «МунайКурылысСервис» и ЖКХ высказали предположение, что причиной гибели саженцев стали солёные грунтовые воды. Что показали лабораторные анализы?

– Саженцы погибли вовсе не из-за соли, а из-за фекальных вод. Посмотрите на этот проспект, он расположен в низине. В большинстве домов близлежащего частного сектора оборудованы септики. Происходит вполне естественная вещь: эти воды смешиваются с грунтовыми. Поэтому корни посаженных там деревьев сгнили. Честно говоря, мы слабо верили в то, что саженцы на этом проспекте вообще приживутся. Можно сказать, это была экспериментальная посадка: выживут – хорошо, не выживут… Ну, новые посадим. Так как исход был ожидаемый, мы сажали в те лунки дешёвый карагач.

– Дешевый или нет, но это бюджетные деньги.

– Все затраты взяла на себя алматинская компания. Это они рискнули. И это они потеряли деньги, а не мы. Все в последнее время только и говорят о том, сколько на это уходит из бюджетной копилки. Да нисколько! Они сажают деревья из своих питомников, если эти саженцы погибают, город не платит им вообще ничего. Получат они своё только в том случае, если «МунайКурылысСервис LTD» подпишет акт выполнения работ. А подпись мы поставим только тогда, когда увидим здоровое растущее дерево. Так как и нам, в свою очередь, надо будет отчитываться перед заказчиком. Так что сухостой, как вы понимаете, мы не примем. Поэтому алматинцы будут сажать деревья за свой счёт, пока не будет реального результата.

Для того чтобы следующая высадка деревьев на этом проспекте была более удачной, мы уже разработали несколько планов. Один из которых – использование реагентов, которые бы нейтрализовали агрессивную среду, губительную для корней деревьев. Но движение грунтовых вод там очень сильное и, может случиться, что мы не сможем ими пользоваться. Поэтому решили немного «приподнять» проспект при помощи дренажа. И деревья в следующем году будем сажать неглубоко.

– А что с поливной системой?

– Люди, прокладывавшие поливную систему в этом месте, вероятно, полагали, что здесь будет разбит газон, а не посажены деревья. Поэтому они закопали трубы и оставили только спринклеры. Ничего особенного в этом нет, и такое часто практикуется, если посажен газон. Когда в этом месте укладывалась брусчатка, то встал резонный вопрос, что делать с трубами? Мы отремонтировали их, заменили спринклеры на краны, которые более подходят для полива деревьев. Сейчас поливная система в исправном состоянии. Дело в другом: она там на данный момент вообще не нужна, воды и так в избытке.

– Агроном с большим стажем Бекбол КАРАГУЛОВ в прошлом номере «АЖ» выразил недовольство тем, что ваша организация игнорирует опыт местных агрономов, которые не понаслышке знают о здешнем климате и особенностях почвы, в отличие от алматинцев и корейцев, которые сейчас занимаются озеленением.

– Я такие заявления игнорирую принципиально. И у меня есть для этого все основания. Программа по озеленению существует первый год? Нет. Где были все агрономы и их опыт, когда саженцы закупались тоннами, беспорядочно втыкались и сохли? Я сам коренной, атырауский, и у меня душа болела, когда я наблюдал за всем этим безобразием. Выиграв тендер, мы приступили к программе озеленения с другой стороны. Пригласили профессионалов, ознакомились с их программами, выбрали лучшую и пробуем её воплотить в жизнь. Пусть мы получим по шапке за ошибки и промашки, но мы учимся, стремимся, и в отсутствии энтузиазма нас не обвинишь. Я не считаю нужным интересоваться мнением местных агрономов, которые на волне этого переполошившего всех озеленения пытаются вставить свое мнение.

Одно могу сказать точно. Все люди, которые приглашены в Атырау для озеленения, знают своё дело, преданы ему и искренне хотят помочь. Урок проспекта Бейбарыса мы учли. Если в этом году мы высаживали растения с юга, то в следующем попробуем с севера. Мы предполагаем, они будут более стойкими и выдержат наши климат и почву. Ну и, как я уже говорил, будем делать дренаж.

– В Атырау есть собственный питомник, где выращиваются адаптированные к местным условиям деревья и кустарники. Вы их тоже игнорируете?

– Ну почему же? Вовсе нет. Мы бы посадили их саженцы уже и в этом году, если бы они не были такими маленькими – меня интересовали двухметровые саженцы, которых, к сожалению, не было. Но этой осенью мы планируем с ними сотрудничать.

– Местные агрономы ругают новый метод обрезки деревьев. Говорят, что обрезание кроны высокорастущего дерева приводит к его гибели.

– В прошлые годы, когда озеленением занималась другая организация, так и было. Деревья обрезали непонятно кто. Я привлек к этому делу профессионалов из Актобе. Подобный метод используется и у них в городе, но делаться это должно правильно, квалифицированными специалистами, которые способны точно определить, какие ветви можно обрезать, а какие – нет. Но мы выбрали другой метод, который называется кронированием. Проще говоря, смысл этого метода в том, чтобы дать возможность уже взрослым деревьям расти вверх. Ствол дерева мы не трогаем, обрезаем сухостой и некоторые зеленые ветки вдоль ствола и замазываем их специальной краской. Таким образом, у дерева появляется сила не «размазываться» вширь, а расти ввысь.

– По мнению кандидата биологических наук Ерика ШОРАБАЕВА, массовая посадка секвойи в Атырау большая ошибка. Она потребляет огромное количество воды, и метод капельного орошения для неё неприемлем.

– О, да! Секвойя потребляет много воды, но только мы не сажали её в Атырау. Мы посадили метасеквойю. Это разные деревья, хотя и родственные. И потребляет это дерево обычное количество воды.

– Методолог казахстанско-австрийского сервисного агентства «Евростандарт GmbH» Александр ШОХОВ сказал, что маленькие лунки в брусчатке, в которые высаживаются деревья, могут привести к тому, что саженцы в конце концов погибнут или впадут в коматозное состояние.

– По этому поводу у нас возник спор и с алматинцами, но мы пришли к выводу, что это, наоборот, помогает дереву сохранить живительную влагу. Если мы оголим большую часть, то земля быстро пересохнет и понадобятся лишние затраты на полив. Ведь из всего количества воды, дерево «берёт» не более 10%. Остальная влага испаряется и уходит в землю. К тому же брусчатка «дышит». Если бы деревья стояли на монолитном асфальте, лунки, разумеется, были бы больше, так как и корням необходим кислород. По мере того, как ствол дерева будет толстеть, мы будем увеличивать размер лунки. Пока стандарт – 60х60 сантиметров.

– В некоторых местах высаживаются возрастные деревья. Известно, что приживаемость таких деревьев низкая. Почему бы не посадить маленькие деревца, у которых больше шансов выжить?

– Мы знаем, что с маленькими саженцами проще, но намеренно сажаем большие деревья. Это риск, конечно, но если дело выгорит, то в 2013 году мы сможем презентовать готовую аллею с красивыми деревьями.

– Сколько всего выделено из бюджета на программу озеленения 2011-2013 годов?

– Это коммерческая тайна, и я не имею права её разглашать.

Анастасия ПАСТУХОВА

Фото автора

7 июля 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.