В пятницу в первой половине дня вблизи нефтеперекачивающей станции «Атырау», что на выезде из города по махамбетской трассе, начались работы по расширению казахстанско-российского нефтепровода Тенгиз – Новороссийск, входящего в систему Каспийского нефтепроводного консорциума – важнейшей нефтяной артерии в Каспийском регионе.
ШМАТКО ЗАСТАВИЛ СЕБЯ ЖДАТЬ
Торжественная церемония, запланированная на 11 часов, началась со значительным опозданием. Местные, региональные и российские журналисты, прибывшие к месту немного раньше времени, томились под палящим атырауским солнцем вместе с другими приглашенными. Последние сорок минут приезда высоких гостей ожидали каждую минуту, поэтому всех выстроили согласно протоколу. Особенно нелегко пришлось рабочим КТК, одетым в спецовки и каски. В итоге в разгар церемонии одному из них стало плохо. Причиной опоздания называли задержку чартерного рейса с российской делегацией во главе с министром энергетики РФ Сергеем ШМАТКО (на снимке).
С нашей стороны на торжественной церемонии присутствовали министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ, управляющий директор по транспорту нефти АО НК “КазМунайГаз” Нуртас ШМАНОВ, а также зам-акима области Болат ДАУКЕНОВ. С российской стороны – министр энергетики России Сергей Шматко, президент АО “Транснефть” Николай ТОКАРЕВ, генеральный директор КТК Николай ПЛАТОНОВ. Были также представители акционеров и работники консорциума КТК, а также руководители подрядных компаний.
По словам министра Сауата Мынбаева, в рамках проекта расширения КТК инвестиции в Атыраускую область составят порядка 1 млрд долларов, будут созданы около 2000 временных и 100 постоянных рабочих мест.
ПРОЕКТ ВЕКА
Переговоры о расширении велись с переменным успехом на протяжении долгих лет. Поэтому, когда 1 июля 2011 года был дан старт началу работ, все без исключения отмечали эпохальность события.
К 2015 году консорциум планирует увеличить объёмы прокачки нефти более чем в два раза – с существующих ныне 28 до 67 млн тонн в год. А при условии применения антифрикционных присадок этот показатель может достичь 76 млн тонн в год.
Проект расширения трубопровода предполагает замену действующего «узкого» участка трубопровода (от НПС «Атырау» на запад) протяженностью 88 км, ограничивающего сегодня пропускную способность КТК. На торжественной церемонии как раз произошла сварка первого стыка нового трубопровода большего диаметра. На память почетные гости оставили на новой трубе свои подписи.
Также в рамках расширения модернизируют пять действующих нефтеперекачивающих станций системы КТК на территории Казахстана и России, построят десять дополнительных НПС (две на территории РК и восемь – в Российской Федерации), шесть резервуаров для хранения нефти под Новороссийском, а также третье выносное причальное устройство на морском терминале КТК.
Расширение обойдется акционерам консорциума в 5,4 млрд долларов. Займов для этих целей привлекать не планируется, поступление средств будет обеспечено за счёт принципа «качай и плати», согласно которому акционеры – добывающие компании – берут на себя обязательства по загрузке расширенных мощностей трубопровода. В случае недопоставок нефти в систему добывающая компания обязана выплатить КТК сумму в размере недополученной консорциумом выручки. Однако основным источником финансирования расширения станут собственные средства КТК.
СТАВКА НА КАШАГАНСКУЮ НЕФТЬ
КТК экспортирует казахстанскую нефть (с Тенгизского и Карачаганакского месторождений) через российский черноморский порт Новороссийск и обеспечивает основной экспорт нефти страны. При расширении пропускной способности трубопровода основную ставку Консорциум делает на казахстанскую нефть. «Главной гарантией загрузки системы должен стать рост добычи на месторождениях, расположенных на территориях Казахстана, – сказал генеральный директор КТК Николай Платонов. – Так, например, «Тенгизшевройл» – наш крупнейший грузоотправитель – нарастил уровень добычи до 550 тысяч баррелей в сутки, добыв в 2010 году на 15% нефти больше, чем в 2009. Останавливаться на этом компания не намерена, уже анонсированы планы дальнейшего наращивания добычи. Я не стал бы также исключать и вероятность появления дополнительных объемов нефти с началом добычи на месторождении Кашаган».
«НИКАКОЙ ПОЛИТИКИ»
После завершения официальной части журналисты смогли задать г-ну Платонову вопросы (надо признать, что российские представители охотнее шли на контакт, чем наши).
– На какие рынки пойдет нефть, перекачиваемая по нефтепроводу КТК?
– В первую очередь на европейские и азиатские рынки. Нефть поступает к нам с разных месторождений. На выходе получается нефть КТК. Мы занимаемся транспортировкой нефти. У нас есть банк качества нефти. В вашей области мы рассчитываем на три месторождения: Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Надеемся, что нам удастся ввести это большое месторождение (Кашаган) в активную эксплуатацию и рассчитываем, что нам тоже достанется какая-то часть нефти с этого месторождения, когда расширим свои мощности.
Наш нефтепровод мы загружаем также и российской нефтью, с тех месторождений, которые находятся недалеко от места прохождения нашего нефтепровода, в этой связи особый интерес представляет компания «Лукойл».
– Откуда взялась цифра 67 млн тонн в год?
– Это наш прогноз, ведь прежде чем реализовать проект, акционеры подсчитали, насколько надо будет повысить пропускную способность нашей трубы, и пришли к выводу, что если увеличить её до 67 млн тонн в год, то в перспективе нам этого будет достаточно для того, чтобы заправлять нефтепровод.
– Обсуждение проекта расширения КТК началось давно. С чем связаны затянувшиеся переговоры?
– Это связано с тем, что у нас неоднородный состав акционеров. Цель у всех одна – добиться, чтобы проект был прибыльным. Но пути её достижения на некоторых этапах развития нефтепровода все видели по-разному, соответственно, в этой дискуссии родилось то решение, которое в декабре было принято – что все-таки проекту расширения быть. Многие переносят споры по проекту расширения в политическую плоскость. Но каких-то принципиальных моментов не было, спор шёл в отношении технических деталей.
БОСФОР НЕ ПОПЕРХНЁТСЯ
Были заданы вопросы и министру энергетики РФ Сергею Шматко.
– Какие ожидания от проекта?
– Ожидания большие, они основываются на том, что первая часть проекта успешно реализована, а это означает, что акционеры, которые приняли это решение, угадали рыночную конъюнктуру. Проект без сомнения будет реализован вовремя, мы считаем, что темпы роста добычи в Казахстане обеспечат соответствующую долгосрочную ресурсную базу для этого. Сотрудничество между Казахстаном и Россией получит дополнительный импульс.
– По какому маршруту пойдет каспийская нефть после выхода из акватории Чёрного моря?
– Это рынок скажет, главное – мы открыли выход каспийской казахстанской нефти на мировой рынок. Скорее всего, танкеры будут выходить через Босфор.
Позже генеральный директор КТК Платонов уточнил, что предполагаемые объемы перекачки нефти по КТК после расширения впишутся в расчетную пропускную способность турецких проливов Босфор и Дарданеллы.
– Поэтому мы не ставим наш проект в зависимость от того, что происходит с проектом Бургас – Александруполис или какими-либо альтернативными идеями по доставке углеводородов из бассейна Чёрного моря, – сказал он.
В свое время строительство трансбалканского нефтепровода Бургас – Александруполис, который проходит по территории Болгарии и Греции, было инициировано Россией и увязывалось с возможностью расширения КТК. Первоначально предполагалось, что нефть из нефтепровода Тенгиз – Новороссийск будет поступать в Бургас – Александруполис, поскольку Босфор и Дарданеллы не выдержали бы увеличившегося транзита нефти.
К МЫНБАЕВУ НЕ ПОДСТУПИТЬСЯ
К сожалению, задать вопросы нашему министру нефти и газа на встрече не удалось – “доступ к телу” был строго ограничен.
В настоящее время по КТК Казахстан отправляет порядка 27 млн тонн нефти. После завершения расширения планируется отправлять более 50 млн тонн. По итогам 2010 года в Атырауской области было добыто 30 млн тонн нефти.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото В. Истомина