Пандемия, снижение цен на нефть, соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи и другие факторы, негативно влияющие на экономику Казахстана, приводят к массовой безработице в стране. Простой факт: только Тенгиз вывободил уже около 20 тысяч человек, почти за каждым из которых семья.
Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан ЖУМАГУЛОВ рассказал «АЖ», что в процессе мобилизации с Тенгиза, начавшегося 23 марта,
Тенгизшевройл заявил о выплате компенсации сотрудникам подрядных и субподрядных компаний, занятым на Проекте будущего расширения (ПБР), сроком на 3 месяца. Срок истекает 23 июня, но на сегодня от компании нет ответа о продлении этой компенсации на время дальнейшего простоя. Когда возобновятся строительные работы на проекте – неизвестно.
– Как известно, из-за низких цен на нефть идет процесс оптимизации затрат. К примеру, запланированный капитальный ремонт перенесен на следующий год. Ряд проектов, в частности NERP (North-EastRingProject – строительство 38 новых скважин) тоже перенесен на более поздний срок, – говорит Жумагулов. – В первую очередь нефтесервисные компании сокращают персонал, вовлеченный в базовое производство Тенгиза. По работникам, задействованным на ПБР, пока не должно быть сокращений, поскольку ТШО должен продолжать выплачивать компенсацию. Но, по нашей информации, продления выплат после 23 июня не ожидается. В этой связи многие компании, в частности, субподрядные организации, будут вынуждены сокращать штат.
По словам Жумагулова, субподрядные компании – это именно тот сегмент, который испытывает особые сложности: нужно оплатить налоги по КПН и НДС за I квартал, обслуживание банковских кредитов. Никакой государственной поддержки нефтесервису в эти месяцы оказано не было.
– Тенгизшевройл любит называть своих подрядчиков «бизнес-партнерами». Выходом в этой трудной ситуации является помощь своим «партнерам», а точнее продолжение выплаты компенсации работникам до возобновления строительных работ на ПБР, – считает мой собеседник. – От лица бизнеса мы рекомендовали государственным органам обсудить вопрос с Тенгизшевройлом и его партнерами (Chevron, ExxonMobil, КазМунайГаз) о выплате 50% от средней заработной платы работникам, задействованным на ПБР, до возобновления работ. Данная мера позволит избежать социального недовольства, а также сохранить специалистов. Со своей стороны руководители подрядных и субподрядных компаний готовы рассмотреть снижение своих расценок при возобновлении работ. То есть Тенгизшевройл потеряет сейчас, но потом сможет восполнить финансовые потери. В противном случае большинство субподрядных компаний будут вынуждены сократить персонал.
– Сколько подрядных компаний и какое количество сотрудников остались без работы на Тенгизе?
– Если отдельно говорить про ПБР – с ТШО напрямую работают более 300 компаний, при этом есть большое число субподрядных компаний. Сейчас основные строительные работы временно приостановлены, демобилизовано свыше 17 тысяч человек, и этот процесс продолжается, планируется вывезти еще 7500. Ранее пик строительных работ на ПБР был запланирован на лето текущего года с общей численностью работников свыше 30 тысяч. С учетом перевахтовки это число можно умножить на два.
– Многие экспаты уехали домой, и я слышала, что обратно их уже не пригласят. Это с одной стороны хорошая возможность для наших людей, которые могут их заменить. Какие изменения в этом вопросе?
– Ярким примером является Карачаганак, где идет активная национализация кадров. Оказывается, многие решения, вплоть до технически сложных, можно выполнять местными кадрами. На Тенгизе тоже начата программа национализации кадров как на базовом производстве, так и на ПБР. Впрочем, об этом много говорилось и раньше. Посмотрим, сможет ли новый топ-менеджер от казахстанской стороны осуществить эту мечту отечественного бизнеса. А на сегодня на Тенгизе за каждый отдельный контракт отвечают менеждеры (contractholder), и практически везде иностранцы! Поэтому почти все отечественные нефтесервисные компании содержат в своём штате иностранного специалиста – для оптимизации переговоров с заказчиками.
– Мы всё время говорим о Тенгизе, а как обстоят дела на Кашагане?
– Там тоже проводится оптимизация затрат из-за низких цен на нефть. Капитальный ремонт на месторождении запланирован на весну 2022 года. Программа по бурению перенесена на неопределенный срок. До конца года оператор Кашагана должен представить в Полномочный орган концепцию дальнейшего освоения. Надеемся, низкие цены на нефть не повлияют на решения инвесторов. Проблем у подрядчиков НКОК особых нет.
– У Казахстана есть обязательство по сокращению добычи в рамках соглашения ОПЕК +. Ни ТШО, ни НКОК не информируют о сокращении добычи, а на самом деле процесс уже идёт. Как это влияет на нефтесервис?
– Я до этого говорил о сокращении буровых операций. Бурение и строительство скважин – основа нефтесервиса. В рамках соглашений ОПЕК+ Казахстан должен был сократить добычу на 23% в мае и июне, но пока этот показатель не достигнут. По данным агентства Reuters, добыча в мае снизилась на Тенгизе на 17% и на Кашагане – на 12%. Понятно, что операторы не будут афишировать показатели по снижению, поскольку их акционерами являются глобальные компании, акции которых высоко котируются на фондовых рынках.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА