Атырау, 26 апреля 11:17
 ясноВ Атырау +28
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Предложение, от которого можно отказаться

2 799 просмотров

– В сентябре прошлого года я участвовала в акции от компании «Хаггис» «Получи большой домик» – в обмен на 8 штрих-кодов должны были выдать детский домик. Представители компании стояли в магазинах сети «Атаба». Надо было купить 8 пачек продукции «Хаггис». Но тогда мне и другим участникам сказали, что домиков нет в наличии, записали наши телефоны и обещали связаться, когда они поступят из Алматы. Но до сих пор никто так и не отзвонился и по указанным телефонам не отвечают. Могу ли я предъявить претензии к компании «Хаггис», которая не выполнила условия своей акции?

Маргарита

 

– Моя бабушка верит во все обещания, которые раздают всякие промоутеры во время разных рекламных акций и кампаний, она всё время в чём-то участвует, собирает крышки, штрих-коды, все эти «вырежи и отправь», «вернём деньги, если не поможет»… Последний раз она разболелась после того, как ее практически вытолкали из магазина, в который она пошла вернуть нерабочий чайник, выданный ей по акции. Может ли она подать на них в суд?

Вопрос по телефону

Комментарий к обоим вопросам даёт адвокат адвокатской конторы «Слово Защиты» Татьяна МОХНАЧЁВА:

– Прежде чем консультировать, я бы хотела обязательно отметить – любая ситуация индивидуальна и имеет свои особенности, поэтому, не имея на руках всех необходимых документов, поскольку формулировки заданных вопросов неполные, я могу ответить лишь условно, исходя из тех деталей, которые описаны. В обоих случаях пострадавшим необходимо обратиться к адвокатам лично.

Итак, для восстановления своих действительно нарушенных прав читательницы могут обратиться в соответствующие органы для применения мер воздействия на компанию следующим образом.

Во-первых, при проведении рекламной акции любая компания должна руководствоваться Законом РК «О рекламе». Согласно нормам данного закона, реклама, независимо от формы или используемого средства распространения, размещения должна быть достоверной, а ненадлежащая реклама запрещается.

Согласно п. 2 статьи 7 Закона РК «О рекламе», недобросовестной является реклама, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемой продукции посредством копирования фирменного наименования, товарного знака, фирменной упаковки, внешнего оформления товара, формул, изображений и другого коммерческого обозначения, используемых в рекламе другой продукции, либо посредством злоупотребления их доверием.

В данном случае можно предполагать недобросовестную рекламу со стороны указанной компании, поскольку, предлагая вознаграждение в обмен на штрих-коды, вырезанные с купленных упаковок товара, она его не предоставила. Таким образом напрашивается вывод о злоупотреблении доверием потребителей (покупателей).

Помимо понятия «недобросовестная реклама», в Законе РК «О рекламе» существует такое понятие как «заведомо ложная реклама». Это такая реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя.

Если будет установлено, что в данном случае была распространена недобросовестная либо заведомо ложная реклама, то к компании, проводившей данную рекламную акцию, должны применяться соответствующие меры ответственности уполномоченным на это государственным органом. В данном случае такими правами обладают местные исполнительные органы, т. е. акимат города либо прокуратура.

Для привлечения к ответственности и разрешения вашего вопроса вы вправе обратиться с заявлением в эти государственные органы о проверке наличия факта недобросовестной или ложной рекламы.         

Во-вторых, компания проводила акцию, и ею воспользовались покупатели товара, которые выполнили условия проводимой акции, значит, имело место заключение устной сделки по соглашению сторон. С заключением такой сделки компания взяла на себя обязательство, но по истечении разумного срока его не исполнила.

Согласно ст. 272 Гражданского кодекса, обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В данном случае из вопроса не ясно, предоставила ли компания покупателю подтверждение того, что необходимые штрих-коды от товаров были сданы. Между тем, согласно действующему гражданскому законодательству, сделка, подтвержденная выдачей жетона, билета и т. п., признается заключенной в устной форме, если иное не установлено законодательством. В связи с этим участник данной акции при невыполнении обязательства со стороны компании может направить в её адрес письменные претензии.

Если компания всё-таки не отреагирует на претензию и добровольно не выполнит свои обязательства, то вы вправе обратиться в суд с соответствующим иском к компании, например, о принуждении выполнения обязательств компании по проводимой акции, но при этом вами суду должны быть предоставлены доказательства – подтверждение заключения устной сделки.

И в-третьих, законодательством страны предусмотрена и уголовная ответственность за хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Продавая свой товар посредством акции, пообещав предоставить взамен ценный подарок, получая за это определенную прибыль и не собираясь выполнять обещанного, представители компании-рекламодателя могут понести уголовную ответственность по ст. 177 УК РК за совершенное ими мошенничество. Если ваша ситуация подпадает под эту статью, то вы вправе обратиться в правоохранительные органы (полицию) с соответствующим заявлением.

29 июня 2011, 22:37

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz