Атырау, 19 апреля 11:21
 ясноВ Атырау +30
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

Мухаммед ЗИЯ УЛЬ ХАК: «Джихад – это защита против тех, кто против мусульман…»

6 920 просмотров

Взрывы в столице и на западе Казахстана пусть и не были признаны официальными органами как теракты, тем не менее зародили в обывательской среде много слухов о распространении по стране радикально настроенных групп, прикрывающихся исламскими ценностями. Однако сам ислам – умеренная, взвешенная религия, считает декан факультета шариата и права Международного исламского университета  (г. Исламабад, Пакистан), профессор Мухаммед Зия Уль Хак. Своим мнением относительно развития ислама в Казахстане и ряду других вопросов учёный из Пакистана поделился с читателями «Мегаполиса».

– Новоиспечённый глава созданного Агентства по делам религий РК Кайрат Лама Шариф озвучил мысль, что в Казахстане будет развиваться «умеренный ислам». Что, по-вашему, есть «умеренный ислам»?

– Я лично беседовал с господином Лама Шариф, и мы обсуждали с ним и эту тему. Насколько я понял, речь не идёт о развитии какой-то новой доктрины. Вообще доктрину нельзя развить внутри религии. Ислам сам по себе является умеренной религией. В Коране говорится о том, что ислам дан мусульманам как очень взвешенная, уравновешенная и сбалансированная религия. Конечно, не секрет, что есть и некоторые другие интерпретации. С одной стороны – экстремисты, прикрывающиеся религией. С другой стороны, есть более светский взгляд на саму религию. И тот и другой подходы не верны, потому что ислам есть ислам. Повторюсь, сама эта религия очень взвешенная. Я думаю, что господин Лама Шариф, говоря о развитии умеренного ислама, не имел в виду создание какой-то новой версии ислама. Речь наверняка идёт о более глубоком изучении ислама. Ведь зачастую именно незнание или «сырые» знания о религии приводят к разного рода экстремистским зачаткам.

– Вы имеете в виду «радикальный ислам»?

– Я вообще не воспринимаю термин «радикальный ислам». Ислам не является радикальной религией. Конечно, есть мусульмане, впадающие в слишком большую любовь, проявляющие слишком большое рвение в познании религии, но зачастую у таких людей нет реальной возможности понять религиозных лидеров, понять и принять истинные религиозные знания. И эта проблема, о которой я уже говорил, – люди получают знания в полусыром виде, а это ведёт к тому, что кто-то из этих людей начинает радикализироваться.

– Я, признаться, не большой знаток ислама и, собственно, священной для мусульман книги – Коран – не читал. А всё-таки есть в нём суры, аяты, призывающие мусульман к джихаду?

– Джихад может вестись легитимным правительством. Вот сегодня казахстанское правительство ведёт какую-либо войну, джихад? Нет. Джихад – это доктрина защиты мусульман, доктрина защиты исламских ценностей как таковых. Джихад – это защита против тех, кто против мусульман. К примеру, если Казахстан вступит в войну с неисламским государством, то в этом случае казахстанское правительство может объявить о джихаде, о том, что люди должны идти и бороться. Защита от нападения – это легитимная причина джихада. Ведёт ли деятельность радикально настроенных элементов, их дела, которые они сами называют «джихадом», к какой-то защите мусульман или же, наоборот, создаёт проблемы для мусульман? Ответ очевиден.

Однако нужно знать, что существует два вида джихада: акбар и аскер. Применение силы – это джихад-аскер. Но мало кто из мусульман знает, а может, попросту они об этом забыли, что для мусульман большую роль играет джихад-акбар. А этот вид джихада призывает мусульман работать денно и нощно на благо общества, чтобы постоянно приносить обществу какую-то пользу. Именно эта форма джихада, то есть ежедневная, постоянная борьба для того, чтобы принести благо обществу, именно эта форма является основной, главной.

– Не хочу вас обидеть, но, на мой обывательский взгляд, религия стала модной. У нас очень много людей лгут, крадут, убивают, но при этом читают намаз и посещают мечети. Вы что думаете по этому поводу?

– Это не проблема ислама. Это проблема тех людей, кто до конца не познал смысл религии. Может, им не хватает обучения. Эти люди не разбираются и не веруют истинно, они не могут прийти к тем учениям, которые дают полное толкование, полное разъяснение ислама. Их нужно направить к этому. Как мне кажется, Агентство по религиями, созданное недавно в Казахстане, займётся этим вопросом. Я хочу, чтоб вы поняли, что действие отдельных людей, отдельных личностей не может квалифицироваться как действие самого ислама. Разумеется, известно, что под вывеской, под «зонтиком» ислама часто работают какие-то радикальные группы, но единственный способ бороться с ними – просвещение, обучение.

– После обсуждения вопроса об отправке в Афганистан 4 казахстанских военных специалистов, талибы выступили с угрозами в адрес Казахстана. Нужно ли реально воспринимать эти угрозы?

– Я ничего не могу сказать относительно отправки казахстанских военных в Афганистан, так как для этого нужно знать, с какой миссией, с какой задачей их намерены туда отправить. На самом деле проблема терроризма, которая стоит перед миром, привязана к решению афганского вопроса. То есть и ключ решения проблем терроризма, радикализма лежит в решении афганской проблемы. Нужно привлечь реальные политические силы, заинтересованные в решении вопроса. И одной из этих сторон является «Талибан». К сожалению, афганцы не знают ничего, кроме войны. Последние 40 лет государство так или иначе находится в постоянном состоянии войны, и у них сегодня нет другого пути. Мы ведь не можем просто взять и истребить всех жителей страны. Единственный путь – мирные переговоры. Насколько мне известно, была идея введения в Афганистан миротворческих сил именно исламских стран. Но для этого понадобилось бы вывести войска НАТО, США. На сегодня пути решения конфликта ещё не выработаны.

– Примерно месяц назад Союз мусульман Казахстана приговорил согласно нормам шариата одного из акимов небольшого города на севере Казахстана к 400 ударам палкой. Как вы считаете, такие меры более действенны, чем светские?

– По шариату наказания палками для коррупционеров не предусмотрено.

– Уточню: суть в том, что аким хотел купить дорогие машины на бюджетные деньги. Это роскошь на фоне того, что есть куча нерешённых социальных проблем в этом городе.

– Необходимо смотреть на тяжесть деяния. Есть ли в этом преступление или нет? В Исламе существует 2 кодекса. Первый – хадут, там всё очень конкретно прописано. К примеру, в качестве наказания просто отрубают голову или руку. Второй – дазир. Этот кодекс предусматривает нормы законодательства, принятые в государстве. В вашем примере мне трудно сказать что-либо конкретное. Если бы он украл эти бюджетные деньги, то, наверное, руку можно было бы отрубить, а вообще-то такое наказание слишком жестоко.

– На секретариате к съезду мировых религий, на который, собственно, вы и прибыли в Астану, организаторы близко не подпускали журналистов частных, то есть негосударственных СМИ, к участникам. Меня в том числе. Для якобы протокольных съёмок были допущены только государственные телеканалы «Хабар» и «Казахстан». Понятно, что своим избирательным подходом они нарушили «Закон о СМИ», а что говорят нормы шариата?

– К сожалению, для вас такого в исламском праве нет (смеётся).

Автор: Булат МУСТАФИН, Фото: Владимир БАХУРЕВИЧ

Источник: «Мегаполис»

29 июня 2011, 11:48

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz