Крупные нефтегазовые проекты снижают свои затраты из-за пандемии коронавируса, падения цены на нефть и снижения на неё спроса. Недавно стало известно о планируемом сокращении капитальных расходов на ПБР-ПУУД на Тенгизе на 1 млрд долларов. На месторождении приостановлено строительство, на ПБР ведутся только «критические виды работ», т. е. те, которые нельзя остановить. И, к сожалению, на сегодня Тенгиз остается самым крупным очагом заражения коронавирусной инфекцией в регионе.
О том, какие затраты будут сокращены на Кашаганском и Карачаганакском проектах, официальной информации пока не имеется. Да и пресс-служба NCOC отказалась комментировать финансовые вопросы. Однако, учитывая обязательства Казахстана по сокращению добычи нефти на 390 тысяч баррелей в сутки в рамках соглашения ОПЕК+, вряд ли они оставят всё как есть. У «АЖ» имеется неофициальная информация, что NCOC уменьшил затраты на текущий год на 400 млн долларов – с 1,7 млрд до 1,3 млрд. На этом фоне удивительно было обнаружить в плане закупок консорциума на 2020 год расходы на строительство нового офиса стоимостью около $240 млн. Правда, в рамках сокращения затрат эта сумма была потом снижена до $140 млн, но всё равно в нынешней ситуации это, кажется, многовато.
Что касается сокращения объема добычи в рамках ОПЕК+ – пока министерство энергетики не предоставило информацию, какие нефтедобывающие компании будут сокращаться и в каком объеме. Только АО «НК “Казмунайгаз”» на последнем по времени брифинге сообщило о возможном сокращении на 164,4 тысячи баррелей в мае и июне т. г.
При этом затраты национальной компании сокращаются на 127,3 млрд тенге. А всего за пять ближайших лет снижение расходов составит более 400 млрд тенге.
– КМГ сегодня находится в сравнительно лучшем положении, чем в предыдущие периоды падения цен на энергоносители. Однако падение цены в этот раз более глубокое, чем в 2014 году, – отметил на недавнем брифинге финансовый директор нацкомпании Даурен КАРАБАЕВ. По его словам, сокращение коснулось «некритичных операционных, административных и капитальных затрат, не связанных с базовым производством».
КАЗУС ИСКАЗИЕВА
По всей видимости, к «некритичным капитальным затратам» относятся среди прочего и расходы на геологоразведку. По нашей информации, именно это стало причиной принципиальных разногласий между нынешним руководством КМГ и потомственным геологом-нефтяником, заместителем председателя правления КМГ по геологии и разведке Курмангазы ИСКАЗИЕВЫМ, покинувшим свою должность по собственному желанию 24 апреля.
А через неделю руководство КМГ заявило об упразднении этой должности в рамках «мероприятий по стабилизации финансового состояния компании». Хотя всем, кто знаком с отечественной нефтянкой, понятно, что специалисты уровня Исказиева просто так не уходят, тем более на фоне достигнутых результатов по своему профильному направлению.
По словам эксперта по нефтегазовой отрасли Олега ЧЕРВИНСКОГО, скорее всего, Исказиев не согласился с тем, что руководство КМГ обнулило бюджет на геологоразведку – при том, что многие месторождения нацкомпании на грани истощения, объемы добычи падают, и если не работать на перспективу, то её и не будет.
Из опубликованного 30 апреля годового отчета КМГ следует, что доказанные плюс вероятные запасы углеводородов (2P) в их ведомстве составили на конец 2019 года 5,2 млрд бнэ (баррель в нефтяном эквиваленте), что «позволяет сосредоточиться на дальнейшем экономически эффективном расширении запасов».
По информации телеграм-канала Oil&Gas Analytics, сравнивший запасы на конец 2017 г. (4,114 млн баррелей нефтяного эквивалента – мбнэ) и 2019 г. (5,220 мбнэ), восполнение запасов категории 2P (доказанные плюс вероятные) в 4 раза (1,460 мбнэ) превышает добычу за 2 года (354 мбнэ). Такой результат считается для инвесторов эталоном – когда восполнение запасов идет как минимум 1 к 1, а в идеале превышает добычу. На этом фоне увольнение Исказиева и последующее дальнейшее упразднение его должности выглядят несколько странно, но вышло именно так.
ЗАМАХНУЛИСЬ, НО ТОРМОЗНУЛИСЬ
Что касается громкого объявления о сокращении штата корпоративного центра КМГ на 34% – с 729 до 480, то по факту это немного не так. Нацкомпания помимо части своих сотрудников, преимущественно производственного блока, сократила работников т. н. аутстаффинга, то есть работающих не по прямому договору, а через посреднические компании. Но не полностью – в утвержденной новой структуре помимо 480 штатных сотрудников нашлись резервы для 120 тех же работников аутстаффинга. В результате общая численность обновленного штата составила почти 600 человек.
А вот выход на ІРО в связи с изменением ситуации на рынке нефти в этом году уже не состоится – сроки будут пересмотрены. «Всё зависит от того, как восстановятся рынки, особенно после того, что они испытали в марте-апреле этого года», – уточнил Карабаев. Напомним, что акции КМГ планировалось разместить на бирже Международного финансового центра «Астана» и на Лондонской фондовой бирже.
В сложившейся неблагоприятной экономической ситуации встаёт ещё один вопрос: ожидать ли сокращений персонала в дочерних компаниях КМГ?
Подготовила Нургуль ХАЙРУЛЛИНА