Плачущую Айсулу (имя изменено) с полуторогодовалой дочерью на руках обнаружили возле своего подъезда жители одной из многоэтажек Авангарда. Оказалось, что девушка приехала из Тараза в Атырау к своей родственнице, пригласившей ее в качестве няньки для своих детей. Но начался карантин, хозяйка сама осталась дома с детьми, и нянечка, да еще и с собственным ребенком, стала лишним бременем для родственницы – она просто выгнала ее на улицу.
И таких случаев сейчас в Атырау немало. Во всем мире сегодня отмечается всплеск домашнего насилия, причиной которого стали пандемия и экономический кризис. Для склонных к агрессии людей потеря постоянного дохода и ограничение передвижения становятся дополнительными раздражающими факторами. Свою злость они вымещают на тех, кто рядом – родных и близких. Я уже несколько недель пытаюсь добиться от пресс-службы Департамента полиции сведений о ситуации в нашем регионе. Впрочем, не думаю, что она сильно отличается от остального мира. А это значит, что кто-то постоянно нуждается в помощи и защите. Только куда им обращаться? Айсулу и ее дочери повезло, на них наткнулись сердобольные супруги, которые пригласили их домой, накормили и стали думать, что делать дальше – ведь они и сами были в этой квартире лишь арендаторами. Рассказали о ситуации хозяйке квартиры, та позвонила в редакцию «АЖ». С полицией возникла небольшая заминка – формально закон никто не преступал, письменного договора Айсулу со своей родственницей не составляла, женщину не грабили и не били. Но вскоре выход был найден – их поселили в одной из квартир в мкр. Береке, обеспечили регулярным трехразовым питанием. Айсулу дозвонилась до матери в Тараз, та посоветовала ей переждать карантин в Атырау и не рисковать, пускаясь с малышкой в дорогу до дома. А вот куда обращаться другим жертвам обстоятельств?
«ДОМ МАМЫ»
– Наш «Дом Мамы» закрыт на карантин с начала объявления в стране режима ЧП. Здесь сейчас живут 10 женщин с детьми в возрасте до полутора лет, самому младшему ребенку 3 месяца. Рисковать их здоровьем и принимать новеньких мы не можем. Между тем обращений с начала карантина стало больше, чем обычно. Вот на днях из районной поликлиники звонили насчет беременной на 7-м месяце. Мы консультировались насчет того, кого можем принять. Нам разъяснили, что исключение можно сделать только для матери с новорожденным прямо из родильного дома при наличии у нее справки. Если роженице некуда пойти с малышом, в роддоме должны взять у нее анализ на коронавирус – при отрицательном результате мы ее примем, – рассказывает директор «Дома Мамы» в Атырау Гульфариза ГУБАШЕВА. Она теперь не навещает своих подопечных – если и приезжает в офис по делам, то на второй этаж, где живут женщины с детьми, не поднимается. Общается с ними по видеосвязи. Продукты в дом доставляются бесконтактным способом. Консультации с педиатрами тоже проводятся дистанционно. Женщины строго придерживаются правил карантина и очень ответственно относятся к санитарной обработке дома, понимая, что от соблюдения этих правил зависит здоровье их детей. По словам Г. Губашевой, матери очень сплотились перед лицом опасности. Исчезли даже мелкие стычки, неизбежные в коллективе недавно ставших матерями, а значит подвергающихся постоянным гормональным изменениям женщин. Антисептиками и средствами защиты обитатели дома полностью обеспечены.
КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР В АЛМАГУЛЬ
– Сейчас у нас живут 11 человек: 4 женщины и 7 детей. Всего же центр рассчитан на 20 постояльцев. Обычно мы принимаем женщин по рапорту участковых инспекторов. Затем через местную поликлинику они сдают анализы на ВИЧ, кожвензаболевания. При необходимости мы их трудоустраиваем, обучаем, устраиваем в школы детей. Здесь они проводят до полугода. Недавно одна из женщин, помирившись с мужем, вернулась домой. Но с 16 марта мы на карантине, новых постояльцев не принимаем, – говорит заместитель директора кризисного центра Айбаршин ИМАНГАЛИЕВА. Она не скрывает, что женщины по-прежнему нуждаются в их помощи, но всё, что они сейчас могут предложить – это моральная поддержка по телефону доверия 46-60-60.
ЦЕНТР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ В ЛЕСХОЗЕ
Больше всего постояльцев – 36 – сегодня находится в Центре для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Его можно назвать самым «демократичным» среди всех центров – люди без определенного места жительства, экс-заключенные, те, кому негде переночевать, знали, что всегда могут найти здесь приют. Служба «Уличный патруль» привозила тех, кто остался без крыши над головой. Но и этот центр с 16 марта вынужден был отказаться от приема новых людей.
– Среди наших постояльцев есть те, кто работал. Но с введением карантина они вышли в отпуск без содержания или вообще остались без работы. Все, кто имеет право, подали заявку на получение пособия. Некоторые уже получили, – говорит заместитель директора центра Гульден ДОСЩАНОВА.
Не обошлось без нарушений и во время карантина. Четверо мужчин покинули центр на несколько дней, гуляли, выпивали. Вернуться обратно им не позволили.
– Это нарушение правил карантина, да и другие постояльцы против. Один из нарушителей обратился в поликлинику, там у него взяли анализ на коронавирус. Если результат окажется отрицательным, то примем, – сказала Г. Досщанова.
Зульфия ИСКАЛИЕВА