Генеральный директор Kazservice разместил на своей странице в Facebook обращение Союза нефтесервисных компаний РК к президенту Касым-Жомарту Токаеву.
«Обращение Президенту Республики Казахстан от нефтесервисного бизнеса
Нефтесервисный сектор является одним из стабильно развивающихся секторов экономики, где задействованы более 1000 компаний и 200 000 работников, что вместе с семьями составляет более 1 миллиона граждан Казахстана.
В последние годы нефтесервисный сектор обеспечивает налоговые поступления в крупных размерах, только за 2018-2019 годы сектор заплатил в бюджет более 1 триллиона тенге налогов, это в 2.5 раза больше выплат по сравнению банковским сектором (при постоянной поддержке государства). Многие отечественные нефтесервисные компании диверсифицируют бизнес, инвестируя полученную прибыль в Казахстане.
Тем не менее казахстанский бизнес сегодня столкнулся с новыми, но, не с уникальными проблемами. По всему миру предприятия теряют рынки, и перед ними стоят два основных вызова: недопущение сокращения рабочей силы и решение проблемы банкротства. Более 20 стран уже объявили об экстренных мерах в поддержку экономики своих стран. Самые распространенные – это налоговые льготы, отсрочка государственных гарантий по кредитам.
Следует отметить, что казахстанская ситуация усложняется тем, что в страну прилетели одновременно два «черных лебедя», один из которых мировая пандемия в связи с распространением вируса Сovid-19, второй – низкие цены на нефть.
В настоящее время в связи с распространением вируса Covid-19 и вводимым карантином, период вахтовой работы нефтесервисников увеличился до 90 дней (со стандартных 28 дней) для устранения рисков ввоза вируса. Персонал, находившийся на рабочих местах на момент введения режима карантина остался на рабочих местах и выполняет работу сверхурочно, планируемая перевахтовка отложилась на неопределенное время. Это является важным фактором, т.к. нефтегазовый сектор является основным донором республиканского бюджета и Национального фонда РК. При этом, Пунктом 2 статьи 135 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что работодатель обязан обеспечивать работников, работающих вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ жильем и организовать их питание для обеспечения их жизнедеятельности, доставку до места работы и обратно, а также условиями для выполнения работ и междусменного отдыха. Учитывая текущее развитие событий, объявление в стране режима чрезвычайного положения, а также введение карантина на вахте выплачивается сверхурочная заработная плата в 1.5 кратном размере. Так же в соответствии индивидуальными договорами, согласно п.1 статьи 112 Трудового кодекса РК, работникам, которые находятся на простое, оплата времени простоя будет производиться в размере средней заработной платы работника. Таким образом, наблюдается большое давление на финансовое положение компаний, которые быстро проедают свои денежные запасы.
Также в целях безопасности своих рабочих многие нефтесервисные компании выделяют огромные средства на приобретение средств индивиlуальной защиты (антисептики, перчатки, респираторы). Все это на фоне оптимизации затрат нефтедобывающих компаний ложится на плечи владельцев нефтесервисного бизнеса.
На самом деле для бизнеса наступили нелегкие времена, мы провели опрос более 100 нефтесервисных компаний, согласно результатам которого в случае сокращения нефтесервисных операций на рынке будут высвобождены не менее 30 тыс. работников уже в течение следующих 3 месяцев. На графике ниже отчетливо видно, как обстоят дела с нефтесервисными операциями при низких ценах на нефть.
К сожалению, ввиду падения спроса на нефть прогнозные цены на нефть также остаются довольно низкими, что однозначно приведет к снижению нефтесервисных операций и вынужденному сокращению персонала.
Касым-Жомарт Кемелевич, за все эти годы нефтесервисный сектор не обращался за помощью государства, однако, на сегодняшний день от лица 200 000 работников мы вынуждены Вас просить рассмотреть следующие меры и предложения.
Краткосрочные меры
1. Отмена (не отсрочка) на 6 (шесть) месяцев начисления и уплаты налогов и других платежей с фонда оплаты труда, в т.ч.: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, социальные отчисления, обязательные пенсионные взносы, обязательное социальное медицинское страхование для всех компаний нефтесервисной индустрии.
2. Снижения ставки КПН до 10% на 2020 год и предоставление отсрочки по выплате КПН за 2019 год до декабря 2020 года без предоставления гарантий.
3. Освобождение от оплаты НДС за 1 и 2 квартал 2020 года и снизить выплату НДС до 8% за 3 и 4 кварталы 2020 года.
4. Субсидирование процентной ставки по кредитам для нефтесервисного бизнеса (для новых и уже имеющихся кредитов).
5. Предусмотреть индексацию действующих субподрядных работ и услуг на проектах Тенгиз, Карачаганак, Кашаган с учетом роста инфляции и корректировки курса национальной валюты.
6. Недопущение оптимизации\пересмотра бюджета действующих (заключенных) и новых подрядных договоров по нефтесервисным операциям.
7. Выделение целевых кредитов для выплаты заработной платы работникам нефтесервисных компаний под 0% (первые 6 месяцев), далее под 4% (на оставшиеся 6 месяцев).
8. Определение перечня системообразующих предприятий в нефтегазовом секторе и оказание таким предприятиям меры государственной поддержки (кредитование не выше базовой ставки рефинансирования Национально Банка РК, натурные гранты).
9. Контролирование на уровне министерства энергетики Республики Казахстан своевременной оплаты за услуги со стороны нефтегазовых компаний и крупных нефтесервисных подрядчиков субподрядчикам.
10. Введение моратория на все проверки бизнеса до конца года.
11. Оплата больничных листов за счет государственного бюджета работникам производств, вынужденных находиться в течение 14 дней на карантине, в связи с предусмотренными правительством мерами по обеспечению нераспространения заболевания.
12. Содействие в реструктуризации действующих кредитов нефтесервисным компаниям.
Помощь государства в решении вышеизложенных проблем на наш взгляд окажет положительный эффект и будет содействовать недопущению сокращения численности работников индустрии.
Среднесрочные меры
1. Ускорить реализацию газохимических проектов, а также расширение месторождений Карачаганак и Кашаган в целях перетока высвобождаемых работников и создания новых рабочих мест.
2. Пересмотр статуса «казахстанской компании» - обязательное наличие не менее 50%-ого участия гражданина РК в уставном/акционерном капитале юридического лица. При этом, в случае создания совместного предприятия (между казахстанским и иностранным участниками) у казахстанского партнера должен быть соответствующий опыт работы. (в настоящее время многие ТОО со 100% иностранным учредительным капиталом имеют статус «казахстанской компании», тем самым выводят полученную прибыль в материнскую компанию, не вкладывая в экономике страны).
3. По всем строительным подрядам до 100 млн. долл. США привлекать казахстанские компании со 100% казахстанским учредительным капиталом.
4. Обязательное проведение инжиниринга (FEED) для реализации инвестиционных нефтегазовых проектов в Казахстане с привлечением казахстанского партнера, а также инжиниринговые контракты стоимостью до 50 млн. долл.США распределять среди казахстанских компаний.
5. Установление справедливой (от утвержденной ставки Заказчика подрядчикам) и своевременной оплаты казахстанским субподрядным организациям (фиксация конкретных сроков оплаты). Как вариант - установление справедливой (от утвержденной ставки Заказчика подрядчикам) и своевременной оплаты казахстанским субподрядным организациям (фиксация конкретных сроков оплаты) с запретом привлекать иностранных подрядчиков, не выполнивших обязательства перед казахстанскими компаниями, на текущие и последующие проекты.
6. Выплата гарантийного удержания (фиксированный процент от стоимости субподрядных работ) за субподрядные работы после завершения выполненного объема работ субподрядными компаниями, а не полного ожидания сдачи подрядчиком выполненных работ Заказчику.
7. Отмена ввозных пошлин при ввозе нефтегазового оборудования (инновационного, энергосберегающего, минимизируещего вред окружающей среде по сравнению с традиционным) и то, что не выпускается в ЕАЭС.
8. Запуск программы активной национализации кадров в крупных нефтегазовых компаниях Казахстана.
9. Включить нефтесервисные компании в список приоритетных отраслевых направлений для получения займов с низкой процентной ставкой в БВУ.
10. Пересмотреть критерия отнесения компании к среднему бизнесу, расширив лимиты по оборотам и количеству персонала, так как для производственных компаний часто оборот увеличивается за счет приобретения большого количества материалов, а в конечном итоге бизнес практически не зарабатывает и не имеет свободных денежных средств (данные лимиты могут применятся для рассмотрения банками заявок на получение финансирования в рамках выделенных льготных средств). В данный момент большинство программ поддержки не рассчитаны на крупный бизнес. Ниже приведены предложения по расширению данных лимитов:
Данные решения способствуют повышению компетенции казахстанских рабочих, эффективному трансферу технологий. В дальнейшем, благодаря перенятому опыту, мы могли бы претендовать на возможность реализовывать другие строительные нефтегазовые проекты полностью местными ресурсами. Подобные меры активно применяются в нефтедобывающих странах-участниках ВТО (Бразилия, Малайзия, ОАЭ, Саудовская Аравия и др.).
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, не получив должного внимания и эффективной поддержки по изложенным нами проблемам со стороны государства в непростой период, многие компании окажутся в чрезвычайно сложной финансовой ситуации на пике реализации важнейшего проекта для страны – Проекта Будущего Расширения месторождения Тенгиз, что в перспективе может лишить государство существенной доли поступлений в бюджет страны в виде налогов.
От лица 1000 казахстанских подрядных компаний убедительно просим Вас рассмотреть наши предложения. С нашей стороны, мы будем дальше работать над повышением компетенций наших компаний, трансфере новых технологий, занятости казахстанских граждан и выходом на зарубежные рынки нефтегазового строительства».