Нашумевшее дело по убийству школьника в посёлке Акжар получило продолжение в рамках дальнейшего расследования. Теперь к уголовной ответственности привлекли двух других односельчан погибшего.
Напомним, 16-летний Дархан ОЛЖАГАЛИЕВ был насмерть забит 3 марта 2009 года. По подозрению в совершении преступления арестовали двоих подростков – Махамбета ШОЛАКОВА и Романа ВОЗНЮКА. Расследование этого дела сопровождалось трагическими событиями, вызвавшими резонанс по всей стране. Доведённый до отчаяния несправедливостью отец М. Шолакова совершил акт самосожжения прямо во дворе областной прокуратуры. Таким страшным образом он пытался доказать невиновность арестованных, так как на самом деле к убийству причастны совершенно другие подростки, в том числе и Абылайхан ШОЛАКОВ, вину которого взял на себя его старший брат Махамбет. А Вознюк, не известно по каким причинам, добровольно пошёл под суд фактически «за компанию». Причём чуть позже Абылайхан, спохватившись, дал признательные показания, но было поздно, так как жернова системы уже завертелись.
Спешно прибывший в Атырау после акта самосожжения «с рабочим визитом» генеральный прокурор РК Кайрат МАМИ заявил, что требования покойного были незаконными. Однако он отметил, что и следствие, и прокуратура должны были сделать всё возможное, чтобы предотвратить самосожжение.
Несмотря на мнение генпрокурора, суд присяжных оправдал Шолакова и Вознюка, а Верховный суд РК, рассмотрев протест прокуратуры, подтвердил вердикт присяжных. После того как вердикт вступил в законную силу, сотрудники полиции и прокуратуры, ответственные за состряпанное уголовное дело, как мы уже писали, понесли наказание дисциплинарного характера, а само дело было возвращено на дополнительное расследование, и затянулось на долгие месяцы.
Мама убитого Дархана Анар КРУШЕВА обращалась с письмами к президенту, генеральному прокурору, министру внутренних дел и акиму Атырауской области с просьбой помочь восстановить справедливость, причём открыто называла имена шестерых участников убийства. Однако всё было тщетно.
– Участники убийства теперь гроза посёлка, считаются так называемыми “авторитетами”, – рассказывали в редакции Анар и её сестра Зульфия. – Статью Уголовного кодекса “Убийство” уже переквалифицировали в более мягкую – “Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть”. Нас с нашими жалобами и воззваниями к справедливости не желают видеть ни в прокуратуре, ни в ДВД. А высокие инстанции письменно отвечают, что, дескать, дело на контроле, но его рассмотрят на местном уровне.
Кстати, уже после оправдания Шолакова и Вознюка пытались “пропустить” через детектор лжи, ради чего из Астаны в ДВД приехал специальный сотрудник. Тогда защищавший их во время следствия и судаадвокат Бакберген АЙТМАГАМБЕТОВ выразил своё мнение: «Преступление расследуется битых два года, в то время как подозреваемые известны, против них даны конкретные показания. Просто оправдание поставило под удар определённые полицейские и прокурорские чины, вот они теперь и спасают честь мундира».
Тестирования на детекторе не состоялось – ведь люди уже оправданы. Что дальше? Как стало известно, 24 декабря 2010 года к уголовной ответственности привлекли Абылайхана Шолакова и Сагиндыка ТУРГАЛИ. Причём первый в убийстве давно признался, второй же всё это время выступал в качестве свидетеля.
Между тем адвокат С. Тургали Тамара ДЖУБАНЫШЕВА настаивает на невиновности своего подзащитного, ссылаясь на то, что Вознюком и Шолаковым в своё время были даны признательные показания и оправданы они всего лишь с формулировкой «за недоказанностью вины». «Факт самосожжения отца прямо во дворе прокуратуры оказал эмоциональное влияние на вынесение судом присяжных оправдательного приговора, – пишет она в заявлении на имя нового прокурора области. – Подозрения в адрес моего подзащитного основаны исключительно на основании показаний трёх человек, которые по непонятной причине после двух лет следствия и судебных разбирательств впервые поменяли свои первоначальные показания. В соответствии со статьёй 77 Конституции РК это недопустимо. Они, кроме А. Шолакова, ранее давали одинаковые и стабильные показания, схожие с показаниями Тургали».
– Уже в течение полугода моему подзащитному не предъявляется обвинение. Неоднократно следствие по делу приостанавливалось по не известным нам причинам, – говорит Т. Джубанышева. – Полагаю, руководство следственного управления ДВД не уверено, что дело имеет судебную перспективу».
Вопреки мнению своей коллеги адвокат Бакберген Айтмагамбетов (он защищает теперь Шолакова-младшего) уверен, что свидетельской базы, подтверждающей вину истинных участников смертельного избиения, предостаточно.
– И в ходе следствия и в суде было ясно, что Шолаков-старший и Вознюк невиновны. Мой нынешний подзащитный давно дал признательные показания и готов понести ответственность, – прокомментировал он.
Мы будем следить за развитием событий.
Лев ГУЗИКОВ