Атырау, 26 апреля 19:24
 ясноВ Атырау +18
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Нефть CPC Blend ищет дно, экспортеры на КТК - альтернативные маршруты и рынки сбыта

7 078 просмотров


Глобальный кризис подорвал экономику экспорта казахстанской нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который традиционно был самым эффективным направлением поставок сорта CPC Blend, и заставил производителей задуматься об альтернативных маршрутах сбыта сырья, говорят источники в отрасли. Об этом пишет Рейтер. 

Основные каналы экспорта нефти из Казахстана - трубопровод КТК, по которому на черноморский терминал Южная Озереевка поставляется смесь CPC Blend, а также система Транснефти, где на выходе из трубы покупатели получают сорт Urals. В новых реалиях последняя обеспечивает более привлекательную экономику, по оценке трейдеров.

Скидка на нефть CPC Blend к российскому Urals достигла рекордного уровня на фоне обвала спроса и роста конкуренции в борьбе за потребителей в условиях переизбытка сырья, а высокие ставки фрахта убивают арбитраж сорта за пределы Европы, говорят собеседники Рейтер.

Так, скидка на партии CPC Blend к североморскому эталону <BFO-CPC> в среду составляла минус $10 за баррель, тогда как нефть Urals оценивалась на $5,65 за баррель дороже - со скидкой $4,35 за баррель <BFO-URL-NWE>, по оценке Рейтер.

Кроме того, ослабление курса рубля ведет к снижению стоимости транзита нефти Казахстана через Россию, так как тарифы Транснефти номинированы в рублях, в то время как тарифы на прокачку по КТК в долларах США.

Магистральный трубопровод КТК соединяет месторождение Тенгиз на западе Казахстана и ряд других месторождений с морским терминалом Южная Озереевка около Новороссийска. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.

В 2019 году экспорт нефти CPC Blend по КТК составил 63,3 миллиона тонн.

Акционерами КТК являются Россия, которой принадлежит 31%, Казахстан (20,75%), Chevron (15%) и частные компании.

CPC ПРЕВРАЩАЕТСЯ В URALS

По данным источников Рейтер, государственная нефтекомпания Казахстана, Казмунайгаз, в апреле перенаправит 100.000 тонн нефти из трубопровода КТК в систему Транснефти для погрузки на танкер в порту Усть-Луга 24-25 апреля.

Источники Рейтер утверждают, что перенос объема в систему Транснефти обусловлен более привлекательной экономикой этого маршрута.

"Поставщики повернули (нефть) на Усть-Лугу, потому что это им выгодней - и расходы на транспортировку меньше, и экономика лучше. У Казмунайгаза договор с Транснефтью, и они туда пошли, чтобы минимизировать убытки", - сказал источник Рейтер.

Транснефть, КТК, Казмунайгаз и Минэнерго Казахстана не ответили на запросы Рейтер о комментарии относительно перенаправления нефти из КТК в Усть-Лугу.

#ОСТАНЬСЯДОМА

Некоторые участники рынка не исключают возможности перенаправления нефти из системы КТК на НПЗ Казахстана.

"Поставок нефти крупных компаний на НПЗ пока нет, но разговоры уже ведутся", - сказал источник в отрасли.

Между тем другой трейдер отметил, что заводы Казахстана и так уже сократили переработку в условиях падения спроса на топливо, и дополнительное сырье им вряд ли нужно.

"К тому же у нас нет резервуаров для хранения, как в Америке", - добавил трейдер.

Минэнерго Казахстана сообщило в среду, что по состоянию на 31 марта обращений от крупных производителей относительно возможных поставок нефти на НПЗ республики не поступало.

По оценке Рейтер, экономика переработки нефти на НПЗ Казахстана в марте будет привлекательней экспорта по КТК.

Согласно предварительной оценке, стоимость нефти при поставке на Атырауский НПЗ составит от $90 до $140 за тонну, на Чимкентский - $200-$210 за тонну (FCA НПЗ с НДС). Цена нефти CPC Blend на базисе FOB Южная Озереевка 30 марта составила около $74 за тонну, по данным Рейтер.

При этом если крупные компании, работающие в Казахстане на условиях СРП, не платят экспортную пошлину, то для остальных производителей в марте она составляла $55 за тонну, а в апреле снизилась до $40 за тонну, что с учетом транспортного тарифа $38 за тонну и сопутствующих затрат выводит экономику в минус.

Источник: Fomag.ru

1 апреля 2020, 23:49

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz