Уже через неделю школьники по всей стране должны будут приступить к дистанционному обучению. Процесс новый для всех нас: детей, учителей, родителей. И похоже, всем придется на ходу подстраиваться под постоянно меняющиеся условия.
Каникулы еще не закончились, но в родительских чатах оживленно обсуждаются послания от классных руководителей. На этой неделе в Атырау ожидается общее собрание учителей, на котором им расскажут, на какой платформе придется работать в ходе дистанционного обучения. Пока же детям стоит, не теряя времени, скачать программу Zoom и начать тренироваться работе с ней: зарегистрироваться, подключиться, создать конференцию учащихся.
А неделей ранее родителей уже попросили создать детям электронную почту (у кого нет) и скинуть логины классным руководителям. Заодно сообщить: есть ли у детей смартфоны, возможность подключения к интернету, сколько компьютеров, планшетов имеется в семье, сколько детей посещают школу, указать номера учебных заведений и классы.
ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ...
Лично в моей семье две ученицы – старшая учится в 11-м классе, средняя в 5-м. Младшая, к счастью, дошколенок. Дети, как и все их одноклассники, быстро разобрались с Zoom, скачали, пообщались с друзьями, которых не видели с начала каникул, успевая по вотсапу помогать устанавливать программу тем, у кого что-то не получалось. Некоторые дети успели сделать небольшие обучающие ролики и аудиоинструкции, как присоединиться к чату. Ребята отвлекались, каждый хотел устроить свою конференцию. В итоге получилось собрать в одной конференции не более 3-4 человек. А в каждом классе в школах Атырау сегодня по 30-40 человек. Как будет вести себя программа, если в конференции окажется сразу весь класс, выяснить не удалось. Не обошлось без приключений. Моя пятиклассница, которая никогда не пользуется почтой, с непривычки забыла пароль к аккаунту. Мы создали новую почту и сообщили об этом учителю. На что получили ответ, что в городской отдел образования был выслан прежний аккаунт ребенка. Не знаю, насколько это важно, и на что влияет изменение аккаунта. На всякий случай попытались восстановить прежнюю почту. Удастся ли – узнаем через 24 часа. Насколько удобно будет усваивать учебный материал дистанционно – пока большая часть детей не задумывается. Школьники воспринимают удаленное обучение как новый опыт, веселое приключение во время скучного карантина.
...И ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ
В отличие от школьников, родители больше озабочены качеством дистанционного обучения. В родительских чатах они делятся опытом – как проходит онлайн обучение у детей их родственников в России. Как оказалось, там уроки ведутся тоже на платформе Zoom. Учителя скидывают в классный чат в вотсапе ссылку, по которой дети переходят в Zoom-трансляцию, во время которой учителя объясняют новые темы. Уроки идут по 35 минут, так как по истечении этого срока начисляется плата за пользование программой.
Немало вопросов у родителей школьников начальных классов. Если пятиклассники уже могут разобраться с компьютерными программами, то первоклассники, а тем более малыши из «нулевки» в этом плане нуждаются в поддержке родителей. И тут возникают сложности. В связи с введением карантина в городе взрослые переходят на удаленный режим работы, а значит, компьютеры, ранее днем принадлежавшие детям, теперь будут активно использоваться родителями. Смартфоны есть далеко не у каждого младшеклассника. Выход в интернет опять же в некоторых семьях производится только посредством телефона. Как быть, если у ребенка совсем нет возможностей для выхода в интернет, и соответственно, для участия в онлайн-обучении? Это вопрос сейчас задают учителям многие родители, но ответа пока нет.
– У меня ребенок при помощи программы Zoom занимается английским языком. Учитель говорит, что конференция «тянет» максимум 6 участников, если их больше – начинает зависать. Мы с родительницами ради эксперимента попробовали зайти в одну конференцию. Нас было 20 человек, и я просто не смогла это сделать. Проходила по ссылке, указанной в приглашении, но программа не принимала мой пароль. После родители рассказали, что в конференции смогли принять участие 13 человек, – рассказывает мама первоклашки Анель. – Кстати, сейчас очень популярны прямые эфиры в Instagram, можно неплохо общаться по скайпу – почему же министерство образование не хочет воспользоваться этими платформами? Думаю, в конце концов, всё это обучение сойдет к тому, что нам по вотсапу будут присылать домашние задания, а дети, выполнив их в тетрадях, отправлять фото учителю. Электронный дневник «Кунделик» и в обычном режиме открыть было проблемой, а уж сейчас тем более, думаю, он будет зависать.
ТРЕВОГИ УЧИТЕЛЕЙ
В приватных беседах учителя не скрывают своей растерянности. На прошлой неделе во многих школах прошли педсоветы – как раз посредством программы Zoom. Большая часть учителей, так же как и Анель, просто не смогла присоединиться к коллегам. Да и те, кому повезло попасть на педсовет, были разочарованы – качество картинки оставляло желать лучшего, звук постоянно пропадал, а потом конференция и вовсе внезапно оборвалась во время речи руководства.
– В нашей школе более тысячи учащихся, и почти 400 родителей указали в анкетировании, что не имеют дома компьютеров и у них возможности выхода в интернет. А компьютеров в школе в 10 раз меньше, причем они все старые, без возможности подключения к беспроводному интернету. Ко мне звонят родители, просят помочь с компьютером, при этом предупреждают, что проводного интернета у них нет. Говорят, что выходят в интернет через тариф, то есть единицы. Я не представляю, как администрация школы поделит эти несколько десятков компьютеров на сотни нуждающихся. Да и зачем они детям, если у них нет интернета? Успокаиваю родителей как могу, говорю, что вопрос решается, а что мне еще делать? – рассказывает учительница, не захотевшая представиться. Впрочем, ее имя и номер школы здесь не важны – такая же ситуация сейчас по всей стране. Местные педагоги постоянно общаются по вотсапу со своими коллегами из других регионов и знают об этом наверняка. По их мнению, 2 тысячи видеоуроков, которые, как рассказывает министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ на своей странице в социальной сети, планируется транслировать по телеканалам «Балапан» и «Ел Арна», готовятся как раз-таки для тех, кто не сможет смотреть объяснение учителя в онлайн-режиме. По их рассказам, учителям младших классов всех школ дали задание снять видеоуроки по определенным темам. Таким образом, на каждого учителя приходится по 2 темы, то есть два урока. При этом снимать видео нужно на фоне доски. Тем, у кого ее дома нет, сказали срочно купить, одолжить, скинуться всем вместе и приобрести одну доску, а потом передавать ее друг другу (и это во время карантина!), одним словом, выкручиваться как смогут. Есть ли у педагогов возможность сделать качественную видеозапись – тоже никого не волнует. Подготовленные видеозаписи учителя должны отправлять директорам школ, а те – в городской отдел образования.
«РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ МЕРЫ»
На все эти вопросы пресс-служба городского акимата дала ответ, что дистанционное обучение в онлайн режиме организуется на основе нескольких образовательных платформ, в том числе и Zoom us, которая является бесплатной. Директора школ никого из учителей не заставляют приобретать переносные доски, а если такое всё же происходит, то надо позвонить по номеру 35 57 23. В данное время в целях организации дистанционного образования разрабатываются меры по обеспечению учащихся компьютерами и ноутбуками. Также при организации дистанционного обучения расписание будет составлено по классам с учётом времени.
Насколько мне известно, звонить по указанному номеру никто из учителей не стал.
Сейчас педагоги заняты заполнением электронных журналов. Домашние задания дети будут получать через свои электронные дневники. Домашние задания для системы дистанционного обучения пока еще разрабатываются. Это будут, как объяснили мне учителя, «Маршрутные листы», то есть дети будут получать не просто номера заданий, как раньше, а еще и ссылки на видео. А выполнять их учащиеся будут, наверное, по старинке в тетради. Затем фотографировать работу и отправлять – либо по электронной почте, либо через вотсап. Эти маршрутные листы можно будет распечатать, чтобы родители могли помочь школьнику разобраться с заданием. Учитывая качество работы электронных дневников, которое постоянно вызывают нарекания всех пользователей, учителя уже сейчас готовы к тому, что домашние здания придется дублировать в родительские чаты в вотсапе.
Зульфия ИСКАЛИЕВА