По официальной статистике первые случаи COVID-19 в Казахстан были завезены не из Китая и не из Южной Кореи. «Импортерами» опасной инфекции стали Германия, Милан (Италия) и даже, если верить официальным сообщениям, французский горнолыжный курорт Куршавель. Первым заразившимся зарубежом казахстанцем стал председатель суда г.Нур-Султан 59-летний Тлектес Барпибаев.
Один из первых случаев заражения коронавирусом в Казахстане был выявлен 13 марта 2020 года среди 12 граждан, включая экипаж, прилетевших на бизнес-джете Bombardier Challenger-850 по маршруту Берлин - Минск - Алматы.
Министр здравоохранения Елжан Биртанов на брифинге подтвердил, что самолет, на котором прилетел зараженный казахстанец 12 марта, был нерегулярным коммерческим рейсом. Однако он весьма уклончиво отвечал на вопросы об этом рейсе, сообщив лишь пол заболевшего и сославшись на врачебную тайну.
При этом в аэропорту Алматы санитарная служба встречала рейс в полной готовности к противоэпидемическим мероприятиям. Поскольку минздрав уже располагал информацией о том, что один из пассажиров бизнес-джета госпитализирован в Берлине с диагнозом «коронавирусная инфекция».
«Мы действительно получили информацию от министерства иностранных дел, что у одного гражданина Казахстана, который находится в Германии, по предварительной информации, есть коронавирусная инфекция. 12 пассажиров, которые были на борту, госпитализированы по прибытии из Берлина», - сказал Биртанов.
В МИД РК подтвердили факт заболевания коронавирусом казахстанца, находившегося в Германии. «Подтверждаем, что к одному из наших дипломатов в посольстве Казахстана в Германии родители приехали в гости. Они находились в Европе с частной поездкой. Через несколько дней у отца дипломата были обнаружены симптомы заражения коронавирусом, после чего он был госпитализирован. На сегодняшний день его состояние улучшилось, и он переведен из отдельной палаты в общую. Супруга и сын находятся на карантине под наблюдением немецких врачей», – сообщил официальный представитель МИД Айбек Смадияров.
В то же день, 13 марта, подтвердилось заражение коронавирусной инфекцией у еще одного пассажира бизнес-джета, прилетевшего из Германии - мужчины 1976 года рождения.
Таким образом, в первый же день, когда минздрав сообщил об обнаружении случаев заражения КВИ в Казахстане, из 4-х заболевших двое были пассажирами злополучного коммерческого рейса из Берлина.
Уже 15 марта минздрав сообщил о регистрации случая коронавируса у 12-летней девочки, тоже летевшей на бизнес-джете, прибывшем в Алматы. Через 2 дня - 17 марта - заболела девочка 2-х лет, летевшая с родителями на том же коммерческом самолете.
«Ребёнок 2018 года рождения, находящийся на карантине в детской инфекционной больнице с чартерного рейса Куршевель (Франция) – Берлин – Алматы», - сообщается на сайте управления здравоохранения г. Алматы.
Днем позже управление общественного здоровья города Алматы сообщило о том, что мама 2-летней девочки – тоже среди заболевших. Мать с ребенком могли лететь только вместе, тем самым рейсом из Берлина.
А 20 марта сообщили о том, что заболела бортпроводница этого самолета.
В течение недели среди заявленных министром Биртановым 12 человек заболели пятеро пассажиров и один член экипажа.
В разных изданиях появлялась разная информация. Была и такая, что в число 12-ти вошли также сотрудники наземных служб аэропорта. Но на онлайн-брифинге министр информации и общественного развития Даурен Абаев заявил, что 12 человек - это 9 пассажиров и 3 члена экипажа.
25 марта главный санврач Алматы Айзат Молдагасимова на брифинге в прямом эфире сообщила уже о 7 заболевших с рейса Берлин - Минск - Алматы: 6 пассажирах и одном члене экипажа - бортпроводнице. Кто 7-ой заболевший, Молдагасимова не уточнила.
В итоге один коммерческий рейс дал 7 случаев заболевания коронавирусной инфекцией.
Поэтому необходимо понять, кто, куда и зачем летел этим бортом.
По данным сервиса Flightaware 12 марта вылетел из берлинского аэропорта Шенефельд в международный аэропорт Минска, откуда в тот же день, спустя час после прилета, вылетел в Алматы и прибыл в 00:30 13 марта самолет Bombardier CL-600-2B19 Challenger 850 с регистрационным знаком M-TAKE.
По сведениям сервиса planespotters.net, борт принадлежит компании Caropan Company SA, зарегистрированной на Острове Мэн - зависимой территории Великобритании, владении Британской короны. Это единственное воздушное судно во флоте компании. Оно эксплуатируется с июня 2010 года. Возраст самолёта - более 12 лет. Конфигурация - VIP.
20 марта командир указанного воздушного судна Владимир Смирнов в интервью ресурсу zakon.kz сообщил, что работает на частном самолете, принадлежащем известному казахстанском бизнесмену Бахаридину Аблазимову. Пилот рассказал, что по просьбе владельца воздушного судна вместе с другими членами экипажа согласился вылететь в Берлин за гражданами Казахстана, зная о возможности инфицирования коронавирусом. По словам Смирнова, он не знал своих пассажиров и согласился лететь для предотвращения заражения большого количества людей потенциальными носителями КВИ при полете регулярным рейсом. Летчик давал интервью, находясь в карантине.
27 марта Антикоррупционная служба по Нур-Султану распространила сообщение о проводимой совместно со службой внутренней безопасности Верховного суда РК проверке информации СМИ в отношении председателя суда г. Нур-Султан Тлектеса Барпибаева. Несколько казахстанских СМИ и различные телеграм-каналы сообщали о том, что на злополучном бизнес-джете VIP-класса летал в Европу именно Тлектес Барпибаев. «Проверкой установлено, что частный самолет был зафрахтован бизнесменом, являющимся родственником (сватом) Барпибаева, для проведения медицинской операции в Германии. Вопросы соблюдения Барпибаевым Т.Е. судейской этики проверяются комиссией Верховного суда, по результатам будет принято соответствующее решение», - говорилось в сообщении столичного департамента Антикоррупционной службы.
В тот же день руководитель пресс-службы суда г.Нур-Султан Ботагоз Баянова опубликовала пространный пост в социальной сети Facebook с заголовком «О полете Барпибаева Т.Е. чартерным рейсом». В посте сообщалось о некоем гражданине «К.К.» - крупном бизнесмене, который «договорился с компанией Caropan Company S.A. об использовании самолета для перелетов 28.02.2020г. и 12.03.2020 г., чтобы «пройти плановую медицинскую операцию.
28.02.2020 г. самолет вылетел из г.Нур-Султан. На борту, кроме 3 членов экипажа, находились сноха «К.К. - А.Е., двое его внуков 2017 и 2018 г.р., гражданка М.А., а также Барпибаев с супругой», -сообщила Баянова. В посте содержался ответ на животрепещущий вопрос: «Спрашивается, какое отношение имеет председатель суда г.Нур-Султан к этому гражданину. Они - сваты». Баянова также сообщила, что «приказ об отпуске Барпибаева Т.Е. был подписан 28.01.2020 г., а в своем заявлении Барпибаев заранее уведомил о своих планах выезда за границу для прохождения медицинского обследования». По сообщению Баяновой, «12.03.2020 г. гражданин К.К. вернулся со своей семьей в Казахстан тем же чартерным рейсом. Барпибаев остался за рубежом, где он проходит лечение в медицинском учреждении».
Таким образом, текст поста на личной странице руководителя пресс-службы суда Нур-Султана подтверждал информацию Антикоррупционной службы. Оба сообщения фактически снимали с Барпибаева обвинения в тратах, которые не по карману государственному служащему, даже столь высокого ранга, и, соответственно, в возможной коррупции.
«По пояснению Барпибаева, поскольку в самолете были свободные места, и он собирался лететь в том же направлении, ему предложили стать попутным пассажиром», - написала Ботагоз Баянова.
После сообщения Антикоррупционной службы затруднительно сказать, найдет ли комиссия Верховного суда нарушения судейской этики в действиях председателя суда Нур-Султана. Однако остается вопрос ответственности за распространение опасного инфекционного заболевания. Квалифицированным юристам не составит труда классифицировать это правонарушение. Но, судя по Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам, это - подследственность органов внутренних дел.
Во всей этой истории есть и хорошая новость: один из двух выздоровевших от коронавируса в Алматы – пассажир того самого бизнес-джета. Несовершеннолетняя пассажирка 2008 года рождения тоже готовится к выписке.
QOS live, специально для «Ак Жайык»
(Материал подготовлен в рамках программы MediaCAMP Internews при поддержке ЮСАИД)