В минувшую пятницу во Дворце культуры имени Курмангазы состоялась пышная раздача слонов под названием «Народное признание». Один такой достался и нам.
Как выяснилось на месте, еще в прошлом году никому доселе неизвестная компания «Премиум-класс» вызвалась определить лучших в этом городе. Привычным способом – опросив часть населения. Народ охотно отозвался, кто делился на камеру, кто по старинке заполнил анкеты. Всего за октябрь-ноябрь прошлого года опрошено было 670 человек. Таким вот сплоченным коллективом были избраны лучшие торговые марки и услугодатели. Всего 14 номинаций.
Лучший телеканал – «31 канал».
Лучшее печатное издание – «Ак Жайык».
Лучшая автозаправочная сеть – «Меркурий».
Лучшее негосударственное лечебное учреждение – ФАО «ЖГМК» (Атырауская железнодорожная больница).
Лучшее радио – «NS».
Лучший банк (качественный сервис) – «Халык банк».
Лучшая стоматология – «Смагул-Дент».
Лучший свадебный салон – «La sposa».
Лучший негосударственный учебный центр по языкам – ОО «Казак тілі когамы».
Лучшее бюро путешествий – «Онур Трэвел».
Лучшая бесплатная справочная служба – «Информационная служба 45-81-81».
Лучшая косметика – «Yves Rocher».
Лучшая компания по изготовлению мебели – «Карт бланш».
Лучший майонез – «Calve».
– Это пилотный проект, но мы планируем сделать премию ежегодной, – говорит директор «Премиум-класса» Нурлан ЖАРДЕМГАЛИЕВ.
– Зачем?
– Это же интересно, развивает соревновательный дух, конкуренцию здоровую поощряет, ориентирует на улучшение обслуживания или качества товара. Вот, например, вместе с лидером на рынке майонезов попутно мы выявили аутсайдера. И планируем выйти на эту торговую марку – ведь мы знаем, почему именно потребитель их майонез не покупает. А они вкладывают значительные суммы в традиционную рекламу, приглашают российских звезд – и всё бестолку. Уверен, им будет интересно нас послушать.
– Вы полагаете, что это будет новое слово в сэйлз-технологиях? А может, он у них просто н-е-в-к-у-с-н-ы-й, потому что основан на дешевых составляющих, а сэкономленные средства они вкладывают в мощный PR, маркетинг и мерчандайзинг?
– Вот именно, он – невкусный! Я и хотел это им сказать.
– Вы действительно думаете, что они изменят рецептуру только потому, что в Атырау хозяйки выбирают «Кальве»?
– А почему нет? Зачем платить звезде, если достаточно улучшить вкус.
– А как составлялись номинации? Довольно велик разбег – от майонеза до сети заправок. Или вот так: а почему именно майонез, а не лучший хлеб насущный или живительная вода?
– Вы знаете, в рамках аналогичных опросов в мире существует 80 номинаций. Мы выбирали те, которые нам было по силам обработать, но изначально планировалось охватить более широкий спектр продуктов.
– Не секрет, что очень многие подобные премии себя уже дискредитировали. Предприниматели пошустрей или побогаче часто делают себе приятное и покупают премии «в области качества». Это ж не нобелевка, доказывать не обязательно. Где гарантия для простого потребителя, что ему опять не втирают очки?
– Вы можете лично ознакомиться с анкетами, заполненными горожанами по принципу случайного отбора, анкетный опрос учитывал возрастные особенности, покупательские возможности, социальное положение, даже национальность и пол. К тому же у нас есть и видеосвидетельства, да и людей прямо на улице ловили и подносили им микрофоны, некоторые из тех роликов мы демонстрировали во время вручения премий.
– Национальность тоже влияет на покупательскую способность?
– Практически нет, просто это стандартный, традиционный бланк-опросник.
…По мне, в наше время давно потерянной PR-невинности всякого рода поиски лучших – дело не очень благодарное. Потребитель уже так замордован серыми, черными и черт знает ещё какого цвета рекламными технологиями, много раз развенчанными СМИ, что готов метнуть тухлым яйцом хоть в ООН, хоть в мать Терезу (покойная стала брендом ещё при жизни). Поскольку любой опрос заведомо субъективен, эта премия – прекрасная площадка для споров. Не жалейте яиц.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА