Отправляясь за покупками, я с неподдельным интересом и даже где-то с завистью наблюдаю, как искусно умеют торговаться некоторые люди. Порой им удаётся сбить цену на понравившуюся вещь в два раза! Максимум, что удавалось мне – сбросить сотню-другую тенге с вещи стоимостью, скажем, 10 тысяч. Неужели для успешного торга нужен какой-то особенный талант? И однажды я отправилась по рынкам, торговым центрам и магазинам с целью «посбивать» цены по максимуму.
ПРИЖИМИСТОСТЬ БОГАТЕЮ К ЛИЦУ
За основу эксперимента я взяла советы одного из самых богатых людей мира Дональда Трампа. Как ни крути, а буржуи знают толк в деньгах.
В своем труде «Как экономить каждый пенни» мистер Трамп пишет: «При покупке любого товара или услуги не стесняйтесь торговаться, добиваясь для себя более выгодных условий сделки. Я всегда поступаю именно так, при этом являясь одним из самых богатых людей в мире. Я торгуюсь даже в самых дорогих, престижных магазинах. Логика проста: чем больше вы платите за что-то, тем большую скидку с цены может сделать продавец. Терпеть не могу платить сумму, которая указана на ценнике, и меня всегда коробит, когда я наблюдаю, как другие покорно выкладывают эти деньги. Я поступаю иначе: вхожу в дорогой магазин и предлагаю 2 000 долларов за вещь, которая стоит 10 000. Пусть другие считают, что я ставлю себя в неловкое положение (ведь все знают, что я – Дональд Трамп). Но вы бы очень удивились, если бы знали, какие крупные скидки можно получить, просто попросив об этом. А вообще я считаю гордость, которая мешает экономить собственные деньги, огромной глупостью». И далее делится нехитрыми (или хитрыми?) секретами торга.
ПРАВИЛА ТОРГА
Правило первое
«Заранее приготовьтесь к трудному разговору. Получить значительную скидку – задача не из лёгких. Всегда будьте готовы к отказу. Постарайтесь сначала вызвать доверие у продавца. Ведите себя вежливо. Дайте понять, что считаете продавца профессионалом. Без этой предварительной подготовки вы вряд ли добьётесь крупной скидки».
Вооружившись первым советом богача, отправляюсь на строительный рынок. Здесь мне предстоит приобрести смеситель. Жертвой эксперимента стал ничего не подозревающий продавец, чей прилавок сверкал кранами самых разных форм. Торговец включился в работу:
– Какой смеситель нужен? Для кухни, для ванной? Дорогой? Или подешевле?
– Хороший! – брякнула я.
– Есть хороший… – с этими словами продавец исчез где-то под прилавком.
Предложенный смеситель и впрямь оказался хорош – из прочного и тяжелого металла и с металлическими внутренностями.
– Сколько стоит?
– Ну, это дорогой, двенадцать тысяч, – как-то неуверенно заявил продавец. На мою просьбу уступить в цене он легко сбросил тысячу.
– Ну нет, это несерьёзно, – парировала я.
– За сколько возьмешь?
– Тысяч за восемь, – уверенно сказала я. – В соседнем отделе я такой же за девять видела (придумала на ходу), за семь наверняка отдадут.
–Бери за восемь пятьсот?! – умоляюще взглянул на меня продавец. И после небольшой паузы, махнув рукой: – ладно, за восемь!
Считаю это своей первой победой. Экономия – четыре тысячи тенге!
Правило второе
«Смело называйте цену намного меньше цифры на ценнике. Я, например, обычно даю 50%. Конечно, продавец возмутится! Ну и что? Ведите себя уверенно и свободно. Вы выбили его из равновесия, значит, перевес, хоть немного, но сместился в вашу сторону».
По пути я забрела на вещевой рынок, пройдясь по пёстрым рядам, присмотрела симпатичное шифоновое платьице и новую жертву экспериментального торга.
Цена платья оказалась ни много ни мало – а целых восемь тысяч тенге! И это на рынке-то… Аргументы торговки, что, мол, новый завоз из Турции, вещь фабричная, качественная, чуть ли не единственный экземпляр – звучали как-то неубедительно. На моё предложение скинуть цену в два раза, продавщица сделала круглые глаза, а потом и вовсе засмеялась:
– Я такие платья за 9 тысяч продавала, это последнее, и так цену скинула!
На этот случай экономный богач советует: «Что делать, если после долгих переговоров продавец “не ведётся”? Я советую уходить, но медленно, с чувством разочарования на лице и тяжёлыми вздохами. Но! Если продавец окликнет вас, возвращайтесь! Возможно, продавец просто проверял вас на “вшивость” –насколько вы заинтересованы в товаре. Когда он понял, что вы уйдёте, он решился. Теперь у вас в руках дополнительные козыри».
Приложив платье к себе, я мечтательно покружилась с ним перед зеркалом. Осведомившись, возможно ли всё-таки заполучить скидку, и получив отказ, с тяжеленным вздохом вернула товар продавцу. Изобразив на лице крушение мечты всей жизни, медленно удаляюсь от прилавка… За спиной раздаётся ожидаемое: “Девушка, бери за семь!”
– Вот если бы за четыре… –сокрушенно вывожу я. Ещё пара минут торга – и мне уступили платьице за пять тысяч. Итого три тысячи тенге сэкономила!
Подобный эксперимент я попыталась проделать в крупных торговых центрах, однако здесь продавцы оказались менее сговорчивыми. Скидывают максимум 500 тенге – каким Трампом ни пользуйся, да и то не везде. Для себя сделала вывод, что в бутиках торговых центров уместно торговаться лишь с хозяевами товара, а не с наёмными продавцами, которые имеют от продажи свой процент. Но и хозяева идут на скидку неохотно.
В одном из магазинов фирменной одежды на мою просьбу (эксперимента ради) продавщицы покрутили пальцем у виска и указали на то, что у них и так действуют 30% скидки на прошлогодний ассортимент.
Правило третье
«При покупке дорогостоящих вещей постарайтесь найти маленький дефект и вызовите самого старшего начальника. Возможно, вам скинут незначительный (или значительный) процент с цены, которого с лихвой хватит не только на устранение дефекта, но и “на хлеб с маслом” останется».
В мебельном салоне я сделала вид, что меня интересует мягкая мебель. Блуждая между кресел и диванов, знакомясь с ценами, на самом деле я искала другое. Наконец на одном из диванов стоимостью 137 тысяч тенге замечаю маленькую дырочку на велюровой обивке. Подоспевшая менеджер магазина сообщила, что сейчас как раз действует скидка на мягкую мебель – целых 10%! Соответственно понравившийся диванчик мне обойдется в 123 тысячи с хвостиком. Всячески проявляю свою заинтересованность в покупке, уточняю стоимость и время доставки, спрашиваю о производителе и даже присаживаюсь и тут «замечаю» дефектик:
– Ой, девушка, смотрите, а тут на обивке дырочка!
– Ну, она совсем незаметная…
– А вдруг она расползется со временем?
– Не должна, это качественный материал.
Я с досадой цокаю языком, хожу вокруг дивана и… прошу сделать большую скидку.
– Мы можем вам скинуть за дефект три тысячи.
– А вдруг мне в скором времени придётся нанимать мастеров и обивать диван по новой? Может, продадите мне его за сто тысяч? – не успокаивалась я.
– Ну, нет, если не устраивает наша цена, не берите, – отрезала менеджер.
– Вот если вы сделаете хорошую скидку, я могу купить его прямо сейчас. А так сколько он у вас ещё простоит? Да и потом ещё этот дефект…
– Рано или поздно его всё равно заберут, и не факт, что такой маленький дефект кто-то разглядит.
На этом диалог был исчерпан, позвать администратора магазина девушка отказалась, заполучить хорошую скидку мне не удалось.
Правило четвёртое
«Покупать нужно несколько вещей в одном месте. Допустим, приобретая компьютер, поставьте продавца в известность, что собираетесь ещё приобрести и принтер, и аудиосистему, и дорогой игровой джойстик. Просите скидки!»
Была не была. Отправляюсь в крупный магазин бытовой техники. Вылавливаю консультанта и прошу предложить мне холодильник, газовую плиту, посудомоечную машину, ну и стиральную. Остановив свой выбор на том, что якобы мне подходит, прошу подсчитать, во сколько же мне всё это обойдется. Выходит вполне кругленькая сумма. Вежливо и немного наивно интересуюсь, можно ли получить скидку.
– На холодильник, который вы выбрали, и так 10% скидка, на стиральную машину – тоже. А если у вас не хватает средств, то может быть вам туда? – с грубоватой ухмылкой парень указал в сторону оформления экспресс-кредитов.
Ну что ж, на нет и суда нет. Если в покупателях тут не заинтересованы, то мне тут делать нечего.
Правило пятое
«Сделка завершена, товар куплен. Скидка, и значительная, получена. Что нужно делать? Уходить? Ни в коем случае. Продавец обработан, он ваш! Теперь можно немного понаглеть! Спросите у продавца, насколько можно скинуть цену на сопутствующие товары, какая будет скидка, если вы будете покупать постоянно или приведёте друзей».
Отправляюсь на рынок за продуктами. Выбираю картофель, после уговоров торговка скинула 50 тенге за пять кило. Интересуюсь, будет ли скидка, если возьму ко всему ещё пару килограммов моркови, лука, свеклы, капусты. Будет. В итоге экономия после такой «оптовой» покупки составила около 300 тенге, а напоследок я ещё и три пучка зелени выцыганила по цене одного!
Правило «постоянного клиента» действительно работает. Мясо и молочные продукты я покупаю у одних и тех же продавщиц. Они ценят постоянных клиентов, делают хорошую скидку, не обвешивают и предлагают самое свежее.
Эксперимент подошёл к концу. Каковы итоги? Советы Трампа работают. Во всяком случае, на рынках. Кроме того, в ходе охоты за скидками просыпается азарт, повышается настроение. А главное – можно сэкономить кучу денег.
Тамара СУХОМЛИНОВА