Ну, что, я опять о пластике, точнее о ПЭТ (полиэтилентерефталат). Но нынче у меня повод: 5 июня –Всемирный день окружающей среды. Провести его неформально, с пользой для тела Земли, вызвалась я на редакционной планёрке.
ПЭТ – замечательная иллюстрация истины о двух сторонах любой медали. Так, безусловные достоинства этого замечательно прочного, легкого, химически и биологически стойкого материала обернулись одной очень неприятной особенностью – в качестве мусора ПЭТ практически вечен. Он не гниет, не корродирует, на воздухе практически не окисляется. Горит, но с образованием очень токсичных веществ. Использовать его по второму разу трудно – оборудование по переработке дорого, необходима сортировка мусора, причем насаждаемая на государственном уровне. Но государственная машина, вопреки разуму, в свалки носа так и не суёт… Остаётся, возможно, нелепый в данных обстоятельствах, но искренний голый энтузиазм отдельно взятой гайки общества.
«ШАШЛЫК» НА ЗАДНЕМ ДВОРЕ
За время эксперимента мне на ум не раз пришла поговорка про дурную голову, которая ногам покоя не даёт. Нет, всё получилось, ещё и с дымком, огоньком, да на природе (иногда за неё сойдет и задний двор родной редакции), и самое главное – без вреда для неё. Но, нелегкая это работа, скажу я вам, преодолевать свою неохоту. Вся трудность любого благого дела именно в этом – лень делать что-то, когда можно, в принципе, этого не делать. Некоторые из тех, кому я про этот эксперимент рассказала, так прямо и крутили у виска со словами: «да выкинь ты эти бутылки в мусорку и забудь о них». А я не выкинула, я их нейтрализовала! И на душе легче, хоть и провоняла дымом как шашлычник. Зато два десятка баклажек различного объема скукожились на моих глазах до плоского блинчика размером с десертную тарелку. Аллилуйя!
Всего-то нужно:
1. Небольшая цилиндрическая емкость, особенно удобен для процесса плавки стандартных баклажек бидон для молока (такие творения советской тяжелой промышленности, как правило, украшают каждый чулан), сойдет ржавое ведро, на худой конец – жестяная банка из-под компота.
2. Костер.
3. ПЭТ-отходы.
Метод особенно хорош для утилизации постпикникового мусора – полиэтиленовых пакетов, одноразовой посуды, пустых бутылок, то есть того, без чего мы сегодня совершенно беспомощны. Идеален для всеми любимых субботников и просто для утилизации скопившегося где бы то ни было пластикового мусора.
Идея принадлежит новосибирскому экологу, химику-практику Сергею ПАЩЕНКО. На одном из форумов в интернете он создал тему «утилизация пластмассовых бутылок на пляжах, свалках, в лесах, в жилых массивах».
– С помощью этой нехитрой установки можно утилизировать пластиковые бутылки без вреда для окружающей среды. Секрет состоит лишь в том, что их теперь нужно не сжигать, а плавить. Тогда из пластика не будет выделяться опасное органическое соединение бензапирен, – пишет старший научный сотрудник Института химической кинетики и горения СО РАН С. Пащенко. – Бензапирен – один из самых страшных канцерогенов, которые известны человечеству. Биологи по цитологии и генетике вводят его мышам, когда нужно получить рак легких…
По утверждению Пащенко, плавление ПЭТ при температуре от 210 до 250 градусов Цельсия безвредно для окружающей среды.
Как достичь такой температуры? Для сравнения: температура конфорки под сковородкой может достигать 500-700 градусов. Достаточно яркого костра, способного раскалить угли, как для шашлыка. Самое сложное – равномерно прогреть дно. Вот почему желательно использовать именно узкую цилиндрическую тару. По словам Пащенко, «попытки прогреть равномерно таз, а не цилиндр узким пламенем технически гораздо более трудны. Могут возникнуть такие неприятности, как аэрозольно-дымовое догорание пластмассы или вспыхивание синтез-газа в широкой посуде».
МАСТЕР-КЛАСС
Самое сложное – набраться терпения и не спеша расплавить первую бутылку. Необходимо дождаться, когда она превратится в вязкую жижу, покроет всё дно и закипит. В отличие от сжигания, плавление практически не дает специфического запаха. Как только масса закипит, бутылки в ней тают, как снежинки на теплой ладони: пятилитровая баклажка сплавилась за минуту, полуторалитровой – достаточно и 20 секунд. Следует регулярно помешивать образовавшуюся массу, чтобы температура нагрева была ровной. Мы в некомфортных для подобных экспериментов условиях офисного двора сплавили два десятка бутылок, десяток одноразовых стаканчиков и кучу полиэтиленовых пакетов минут за тридцать. Думаю, если приспособиться и в более подходящих условиях, достичь сноровки и скорости автора идеи (1 бутылка/10 секунд) будет несложно. В среднем Пащенко плавит более 300 бутылок за час. Если плавится много мусора, время от времени тару нужно высвобождать – для этого достаточно слить смолообразную жижу в какой-нибудь плоский металлический поддон или в бетонную выемку, можно просто на бетон или на твердый грунт. Она очень быстро остывает. Или можно оставить её прямо в таре, в которой плавили, после полного остывания она легко извлекается.
ОН НЕ ГОРИТ ДАЖЕ НА СВАЛКЕ!
Что на выходе? Уменьшение объёмов мусора, следовательно, экономия пространства. После плавки объем тары уменьшается в десятки раз, если не в сотни. То есть после остывания массы бутылки, не умещавшиеся в два больших пакета, можно было скомкать в ладони до размеров среднего яблока.
Экологичность.Эта масса совершенно инертна, не гигроскопична, биологически безопасна: «Биотест трубчатых червяков просуществовал над этой массой в воде более месяца». В переводе на наш: нежные и очень требовательные к среде обитания трубчатые червячки замечательно сосуществовали в непосредственном контакте с этой массой.
И самое-самое главное для нас, как утверждает Пащенко, – переплавленный ПЭТ практически не горюч: «На свалках больше не будет пожаров, потому что эту массу практически невозможно поджечь». Аллилуйя ещё раз!
Но не всё так безоблачно. Чистота эксперимента омрачается сопутствующим процессу неминуемым сжиганием кислорода, что с точки зрения защиты атмосферы не совсем комильфо. Но Пащенко это никак не комментирует.
И последнее напутствие от автора идеи: «Над кипящей массой практически не наблюдается летучих примесей, кроме водяных паров. Отборы на среднелетучие и низколетучие компоненты проводились методом вакуумных отборников с чувствительностью до 10** (-9) граммов на м3, что эквивалентно ПДК по бензапиренам в воздухе жилых зон. Добавлю, что здесь важна одна техническая деталь – диаметр опускаемых бутылок должен быть не намного меньше диаметра бидончика (не более чем в два раза). При попытках осуществления такого метода в широком сосуде, баке, бочке (кому не хочется кидать бутылки сразу десятками штук) возможны неприятности – загорание синтез-газа, неравномерное ожижение пластмассы, выход аэрозольного белого продукта с вредными компонентами за счёт окисления пластмассы излишками окислителя – атмосферным кислородом».
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Я никогда не ходила в фаворитках у науки химии. Да и едва ли школьного курса будет достаточно, чтобы вступить в научный спор, хотя бы и виртуальный, с химиком Пащенко. Вот академик Муфтах ДИАРОВ достоин, способен, и вообще, это наше всё в области химии. Но как истинный теоретик, без практики давать оценки он отказался:
– Я о таком способе не слышал. Опытно-промышленные испытания надо провести, изучить процесс и дождаться результатов. Кто его знает, чего там выделяется на самом деле или не выделяется...
Пащенко говорит, что этот тест утвержден в ООН. Оставим это заявление на его совести. Что скажут экологи?
– Я слышал о массе способов вторичного использования пластика, например, в качестве наполнителя, – говорит председатель НПО “Каспий Табигаты” Махамбет Хакимов. – Что касается этого способа утилизации, то я не химик и оспорить его вредность или безвредность не могу, но исходя из утверждения о том, что из двух зол выбирают меньшее – я «за».
Еще один заслуженный химик на пенсии:
– При плавке пластик и не должен выделять ничего, это же обычные полимеры, то есть в этой цепи только углерод и водород, эта нейтральная масса пассивна до каких-то температур, приводящих к загоранию. Но я сразу говорю – у нас в Казахстане никто не будет это делать, государственной политики такой нет. Я – не буду. А зачем? Это же нерентабельно. Кто мне будет платить за это? Нужна государственная мотивация. Пусть государство вынесет закон о вторичной переработке, пролоббирует его, поддержит бизнес на вторсырье, обяжет население сдавать пластик… Да не будет у нас ничего. У нас же только говорят об инновациях, но ничего не будет, всё, что было, уже развалили. Если кто-то и высунет нос - тут же развалят. Система такая, политика – не дадут, съедят, выгодней за границу вывозить. И увозят. В Кульсары видел – иностранцы организовали пункт по приёму пластмассы, собирают здесь и вывозят к себе…
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото В. Истомина