Почему в Урале тонут дети и почему на поиск тел утонувших в Урале уходит так много времени? Почему так часты и так тяжело ликвидируются пожары в резервате Акжайык? На эти и другие вопросы «АЖ» отвечает начальник Департамента по чрезвычайным ситуациям Атырауской области Сагынбек УМИРЗАКОВ.
– С начала года утонули 6 человек, в том числе трое детей, – начал С. Умирзаков. – Зима была аномально тёплой, даже лед толком не встал. А у многих атыраусцев менталитет такой… рисковый. Люди выходят на тонкий лёд. Но зачем же так рисковать?! Особая боль – гибель детей, игравших на льду. Ответственному отношению к своей жизни, к безопасности в первую очередь должны учить родители, не надо сваливать это на школу. Своих детей я сам воспитывал, сейчас у меня 10 внуков. Всегда учу их быть осторожными. Наши сотрудники, конечно, ходят по школам с лекциями по безопасности, но, повторюсь, главная ответственность – на родителях.
В 2019 году департаментом по чрезвычайным ситуациям Атырауской области осуществлено 1760 выездов на экстренные вызовы, спасено 174 человека, эвакуировано 446 человек, оказана помощь 26 пострадавшим.
– У нас поиски тел утопленников ведутся сутки, иногда двое, а то и дольше. Почему?
– У нас в штате 27 спасателей. К сожалению, наш Урал не такой прозрачный, как, скажем, кокшетауские озёра. Подводный поиск проводится на ощупь, методом «зиг-заг». Используем также камеру эхолота. Видимость слабая, но если что-то заметили, туда направляется водолаз. Как бы ни было сложно, стараемся найти утонувшего человека, чтобы он был упокоен по обычаю.
– Сколько сейчас в Атырау запрещенных и опасных участков для купания?
– В 2019 году мы определили 58 опасных участков и установили 143 знака «Купаться запрещено». Но дети и молодежь, к сожалению, игнорируют эти запреты.
ПОЖАРЫ В РЕЗЕРВАТЕ: ЖДЕМ «АРКТИКУ»
– У нас периодически возникают пожары в резервате Акжайык, и тушение затягивается на несколько дней. Почему?
– Да, это проблема. Поймите, там болото, к месту очень тяжело подобраться. Мы пробовали тушить с вертолета «МИ-8», но это было неэффективно. Департамент направил в акимат Атырауской области просьбу о приобретении комплекса «Арктика» для тушения пожаров в местах, куда не может подъехать техника. Комплекс «Арктика» может передвигаться по льду, болоту и суше. Его приобретение значительно увеличило бы наши возможности.
В целом по пожарам в нашем регионе – в прошлом году их произошло 297, при этом погибли 8 человек, материальный ущерб составил 3 млн 538 тысяч тенге.
– Существует ли проблема нехватки кадров?
– Да. В Атырау самый маленький штат в отделе пожаротушения по республике. Молодежь в основном предпочитает работу в нефтяных компаниях. Спасатель в месяц получает 95-100 тысяч тенге. Понятно, что для нашего региона этого мало. Если на юге чтобы стать офицером молодым специалистам приходится ждать очереди, то у нас пустует 41 место.
– Мы иногда слышим, что пожарные прибывают на вызов не слишком оперативно и с малым запасом воды…
– Как только вызов поступает в депо, пожарные сразу же выезжают. К сожалению, у атырауских водителей отсутствует солидарность, часто не уступают дорогу нашей спецтехнике. Насчет воды – это выдумки. После возвращения с вызова сразу же пополняется запас воды, чтобы быть готовыми к следующему вызову.
– Установлена ли в Атырау система общего оповещения?
– Да, через аппарат «Вестник» мы имеем возможность оповестить сразу весь город о чрезвычайной ситуации. Эта система распространяется также на Махамбетский и Индерский районы.
Фархат АБИЛОВ
Фото автора