Атырау, 2 ноября 11:20
 облачноВ Атырау +13
$ 488.11
€ 530.09
₽ 5.01

На что идут сотни миллиардов тенге утилизационного сбора?

24 307 просмотров
Коллаж "АЖ"

Утилизационный сбор, который должны заплатить владельцы завезенных из Армении и других стран машин, в среднем составляет 500 тысяч тенге: базовая ставка 50 МРП, к которой в зависимости от объёма двигателя применяется коэффициент от 3 до 23. А для владельцев автомашин, приобретенных в Казахстане, утильсбор уже «сидит» в цене. «АЖ» попытался выяснить, кому идут эти деньги и на что они тратятся.

В ноябре минувшего года член Национального совета общественного доверия (НСОД) Казахстана Азаматхан АМИРТАЙ на встрече с президентом страны Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ поднял вопрос о деятельности ТОО «Оператор РОП». По его мнению, за три года своей работы ТОО собрало уже около $1 млрд. По словам Амиртая, ежегодно из экономики страны этой частной компанией вытаскивается около 150 млрд тенге. Он привел пример с автошинами:

С одной шины ТОО «Оператор РОП» получает 37 тенге – сбор на утилизацию. Как же тратит их «РОП»? Около 7 тенге  – на свои операционные расходы. На жизнь, чай-май, хлеб с икрой. К слову, в мировой практике такими вопросами занимается государство, и расходов таких вообще не существует. Около 26,5 тенге (70% от всей суммы) – транспортные расходы. На «Тэслах» что ли транспортируют? Или просто через услуги легче суммы списать? И лишь примерно 3,5 тенге – непосредственно на саму переработку, перечислил Амиртай.

Он отметил, что до появления РОП пункты сбора автошин сами привозили сырье на завод, построенный в 2009 году совместно с немецкой компанией в Нур-Султане. Потом сборщики перестали самостоятельно привозить сырье, так как «РОП» стал собирать эти шины для утилизации. Соответственно, заводу по переработке автошин приходилось теперь уже выкупать и транспортировать шины самостоятельно. Это увеличило себестоимость. Завод ожидал от «РОП» 120 млн тенге за переработанные и самостоятельно транспортированные автошины за период 2016-2017 гг. Но эти деньги завод не получил. Причина – не хватает то одного документа, то еще какой-нибудь бумажки. Завод был построен на кредитные деньги. Кредит ввиду выросших расходов выплачивать не смогли. В 2017 году был арестован счет. Завод остановился. А расходы – нет: расходы на оборудование, коммунальные услуги, фонд заработной платы оставались. Появились новые расходы – оплата юристам по вопросам снятия банковского счета с ареста. На сегодня по решению Верховного суда у владельцев забрали всё – оборудование, здание, землю. Акционеров сделали должниками.

Завод, который исправно работал, создавал рабочие места, перерабатывал автошины и экспортировал переработанный мусор из Казахстана, попросту убили, – считает член НСОД. По его словам, «только на этом небольшом, но печальном примере можно увидеть, как работает “РОП”».

 

УЧРЕДИТЕЛИ ТОО «Eco Waste Solutions» и ШНАР МУКТАРОВА

«АЖ» направил в ТОО «Оператор РОП» несколько вопросов, на которые ответил и. о. председателя правления ТОО Азамат БЕКПЕРОВ.

Кто является учредителем ТОО «Оператор РОП»? Каким образом частная организация получила широкие полномочия взимать сбор с других частных предприятий и частных лиц и возможность заниматься вопросами, имеющими глобальное значение для экономики и экологии всей страны?

– Учредители – ТОО «Eco Waste Solutions» и Муктарова Шнар Уралгазыновна. Данные об учредителях находятся в открытом доступе на портале электронного правительства E-gov.kz. ТОО «Оператор РОП» — уполномоченная постановлением правительства РК от 30 декабря 2015 года № 1137 организация, ответственная за реализацию принципа расширенных обязательств производителей (именно так расшифровывается аббревиатура РОП З.И.) в Казахстане. Такое полномочие правительства предусмотрено подпунктом 4-1 пункта 1 статьи 16 «Экологического кодекса». Оператор РОП подотчетен уполномоченному органу в области охраны окружающей среды РК. В Казахстане принцип РОП был внедрен в 2016 году, сначала на автомобили и его компоненты. С 2017 года – на упаковку при «нулевой ставке» (производители и импортеры не оплачивают утилизационный сбор). Ставка утилизационной платы на упаковку внедрена с 2020 года. Также с 2020 года РОП распространён на сельскохозяйственную технику (комбайны, тракторы). Казахстанская модель РОП предусматривает поэтапное построение комплексной системы сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов импортной и отечественной продукции. В настоящее время во всем мире действуют около 400 моделей РОП, большинство из них являются негосударственными и действуют в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Государственные операторы РОП частично функционируют только в четырех странах: в Китае (в части электрического и электронного оборудования), ряде штатов США, Беларуси и Тайване. Все остальные операторы РОП представлены различными формами негосударственных организаций.

За что граждане Казахстана платят утилизационный сбор и куда идут эти средства?

– Принцип РОП в организационном плане заключается в построении целостной инфраструктуры сбора, транспортировки, переработки и утилизации ввозимой либо производимой в Казахстане продукции, отходы которой после утраты своих потребительских свойств будут являться наиболее массовым загрязнителем окружающей среды. Формирование такой инфраструктуры обеспечивается производителями/импортерами определенных видов продукции самостоятельно (собственная система) либо путем финансирования ее создания (утилизационный платеж).

Целевые направления использования внесенного утилизационного платежа обозначены в статье 285-2 Экологического кодекса и в т. ч. предусматривают организацию сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов, организационно-техническое и информационное обеспечение, финансирование образовательных, маркетинговых исследований в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсами, финансирование экспериментальных, опытных, проектных, научно-исследовательских работ в сфере сбора, переработки, обезвреживания и утилизации отходов и т. д.

(Оператор при этом не осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию и утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей и импортеров, и ее упаковки З.И.). В рамках организации данной деятельности для непосредственного ее осуществления оператор, руководствуясь правомочиями, регламентированными статьями 285-2 и 285-4 Экологического кодекса, на основании прозрачных и открытых процедур электронных закупок привлекает на конкурсной основе предприятия, специализирующиеся в данной сфере.

 

«НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПОЛУЧЕНИЯ ДОХОДА»

ТОО «Оператор РОП» собирает утилизационные сборы не только за автотранспорт, но и за сельхозтехнику, шины, аккумуляторы, масла и спецжидкости, за упаковку (бумажную, картонную, стеклянную, пластмассовую, металлическую), электрическое и электронное оборудование (бытовую технику, электронику, батарейки, ртутьсодержащие лампы). Таким образом, по самым скромным подсчетам ТОО получает более сотни миллиардов тенге в год. Какова точная сумма дохода, полученного вашей компанией за три года?

– Деятельность оператора РОП не предусматривает получение дохода. В соответствии подпунктом 4-1 пункта 1 статьи 16 Экокодекса предусмотрена обязанность осуществлять целевое направление полученных в виде утильплатежа средств по направлениям, строго регламентированным статьей 285-2 Кодекса, при этом не предусматривается возможность извлечения экономической выгоды для оператора. Мы перенаправляем эти средства компаниям, которые осуществляют сбор и переработку отходов, подпадающих под действие РОП. Данные компании отбираются по итогам тендеров, которые проводит РОП на электронной площадке. На организацию сбора и транспортировки одного вышедшего из эксплуатации легкового авто (ВЭТС) уходит около 18 900 тенге, на работы по утилизации – ещё 123 тысячи тенге. 150 тысяч -– на выплату гражданам, сдающим автохлам по программе утилизации. От 315 до 750 тысяч  выделяется на 1 скидочный сертификат. Остальные средства  расходуются на другие проекты, в том числе на организацию сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов упаковки, на создание инфраструктуры по раздельному сбору твёрдых бытовых отходов и инфраструктуры электрозаправочных станций. Отечественным автопроизводителям частично возвращают уплаченный утильсбор благодаря сертификатам, что позволяет говорить о поддержке развития производства в Казахстане. С 17.01.2020 года ставка утилизационной платы на спецжидкости составляет 0 тенге. Утилизационная плата на электрическое и электронное оборудование, а также батарейки и ртутьсодержащие лампы НЕ взимается, т. к. действует «нулевая ставка» утилизационной платы. За период 2016 - 9 месяцев 2019 года объем поступивших денежных средств (утилизационная плата) составил 248,5 млрд тенге.

Согласно сведениям официального сайта вашего предприятия, приоритетными задачами ТОО «Оператор РОП» являются создание единой системы управления ТБО в Казахстане, решение экологических проблем и улучшение состояния окружающей среды, строительство новых заводов для сортировки и дальнейшего использования ТБО, стимулирование производства экологически чистых транспортных средств. Каким образом ТОО «Оператор РОП» решает эти задачи? Строятся ли в Казахстане на средства предприятия или при вашем содействии комплексы по утилизации ТБО, по утилизации транспортных средств и т. д.? Если да, то где? Если нет, то почему не решаются задачи, которые ТОО считает приоритетными для себя и на которые собираются такие огромные средства?

– Оператор РОП стремится к развитию системы комплексного управления отходами продукции и вовлечению данных отходов в оборот в качестве вторичного сырья, содействует инфраструктурному развитию мусороперерабатывающей отрасли с широким  вовлечением бизнеса, реализует внедрение  «зеленых» технологий. Основные  направления деятельности: организация сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов товаров, подпадающих под действие РОП. Компания тесно сотрудничает со специализированными организациями, осуществляющими сбор и переработку отходов во всех регионах Казахстана. На момент внедрения РОП уровень переработки составлял 2,7%, после внедрения РОП – 14%. До внедрения РОП в отрасли переработки отходов работали 115 субъектов МСБ, сегодня – 171.Также  осуществляется  утилизация  автокомпонентов. Создано 22 новых предприятия, 2000 рабочих мест. Оператор обеспечивает утилизацию 95% отработанных аккумуляторов. При содействии оператора утилизировано 81 тысяча шин. Важно, что механизм РОП послужил импульсом для создания новых предприятий по утилизации шин. До 2016 года в Казахстане функционировало 10 заводов. С внедрением РОП открылось еще 7 предприятий по утилизации шин.


В Казахстане постепенно внедряется раздельный сбор ТБО. В 2018-2019 годах при финансовой поддержке оператора в 10 регионах и городе Нур-Султан установлено 12 196 контейнеров для раздельного сбора, в 8 регионах – 147 приемных пунктов, приобретено 28 специализированных автомобилей. Также в 11 регионах был установлен 2321 контейнер для ртутьсодержащих ламп и химических источников питания. Стоит отметить, что прорабатывается вопрос внедрения раздельного сбора ТБО еще в четырех городах: Актобе, Семей, Туркестан и Усть-Каменогорск. В  целом при нашей поддержке в 2017-2019 годы собрано и переработано 166 427 тонн упаковки. Мы добились значительных результатов в сфере переработки транспортных средств. С «нуля» была создана отрасль  авторециклинга. В Карагандинской области построен высокотехнологичный завод, аналогов которому нет в Центральной Азии. Применение новейших технологий позволяет утилизировать 90% извлекаемых из транспортных средств компонентов. Всего на 13 февраля 2020 года принято на утилизацию 125 410 транспортных средств.

 

«СТАВКИ УСТАНАВЛИВАЕТ МИНИСТЕРСТВО»

В стоимость новых машин уже включен утилизационный сбор, и он составляет немалую часть от общей стоимости автотранспорта. От чего именно зависит размер утилизационного сбора? Почему утилизационный сбор в Казахстане выше, чем в соседних странах, к примеру, в России?

– Ставки утилизационного платежа устанавливаются не оператором РОП. Предложения по  размерам ставок утилизационного платежа на авто и их увеличению были инициированы министерством индустрии и инфраструктурного развития РК и утверждены уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 60 закона «О правовых актах» официальное разъяснение нормативно-правовых актов дают уполномоченные органы или должностные лица, их принявшие, в этой связи по данному вопросу просим вас обратиться в министерство по инвестициям и развитию РК, а также в министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Отличается ли метод расчета утилизационного сбора  для автомашин, приобретенных на территории РК – в автосалонах или у частных лиц, от расчета сбора для машин, завезенных из стран ближнего зарубежья?

– Ставки утилизационного платежа установлены  Методикой расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания,  использования  и утилизации отходов. В соответствии с пунктом 8-1 данной методики базовые ставки утилизационного сбора и коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного  сбора в отношении автотранспортных средств и самоходной, сельскохозяйственной техники,  предоставляются министерством по инвестициям и развитию.

Почему утилизационный сбор должны оплачивать даже те граждане Казахстана, которые приобрели новую автомашину в РФ? Разве данные сбор уже не включен в стоимость машины? В чем тогда смысл Таможенного союза?

– Данный вопрос не относится к компетенции Оператора РОП.

21 ноября 2016 года в Атырау открылся пункт приема вышедших из эксплуатации транспортных средств автомобилей по адресу Атамбаева, 7. Сколько автомобилей было сдано на утилизацию в этом пункте с тех пор?

– В 2016 году владельцам сдаваемых на утилизацию машин выдавали лишь денежную компенсацию в размере от 48 до 150 тысяч тенге. За неполных 2 месяца было сдано 135 автомашин. Летом следующего года у владельцев старых автомобилей появился выбор – сдать свой автохлам и получить денежную компенсацию или электронный сертификат на покупку нового автомобиля казахстанской сборки. В итоге в 2017 году 911 человек получили компенсацию, а 249 предпочли сертификат, размер которого зависит от категории сдаваемого автомобиля. Ниже в таблице приведены данные по Атырауской области. 


Зульфия ИСКАЛИЕВА

15 марта 2020, 11:59

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.