Атырау, 21 августа 20:38
Ночью ясно+24, утром +33
Курсы Нацбанка: $ 386.91  € 428.81  P 5.79

Как поддержать первоклашку из детдома

26 мая 2011 в 00:00

С начала этого года малыши из детского дома «Ак бота» стали готовиться к поступлению в первый класс по усиленной программе. Кроме общепринятой программы, с ними еженедельно проводится еще три занятия. Каких результатов они уже достигли, с какими проблемами столкнулись обсуждали в минувшую пятницу их педагоги.

Реализацией проекта «Успешное детство», занимается образовательный центр «Достижения молодых». Программа ориентирована не только на подготовку детей 4-7 лет к школе, но и на их социализацию в обществе. Воспитанники детского дома «Ак бота» в отличие от детей из других интернатных учреждений, обучающихся в школах при интернатах, учатся в расположенной по соседству школе №9 в обычных классах. С одной стороны это очень хорошо, так как дети не ограничены только своим кругом общения, а с другой – им невольно приходится конкурировать с домашними детьми.

В начале встречи координатор программ ОЦ «Достижения молодых» Кристина ШИЛЬМАН рассказала, чем занимались малыши 4 месяца: учились читать, писать, развивали логику, образное мышление, побывали на экскурсиях, высаживали растения  и т. д. Но сначала прошли специальные образовательные и обучающие курсы воспитатели, психолог детского дома и преподаватели и психолог школы №9 – чтобы повысить свои навыки в области социализации детей с особыми нуждами. Кроме того, с ними поработал логопед.

– Начальной точкой адаптации сирот должны быть дом ребенка, детский дом, школа, добровольцы. Но работа подобных учреждений устроена так, что детей растят иждивенцами, как бы грубо это ни звучало, – говорит К. Шильман. – В детском доме крайне мало возможностей взять на себя ответственность. В итоге у них нет мотивации к образованию, самообразованию, и на выходе из детского дома мы имеем абсолютно не готового к жизни человека.

По мнению сотрудников Центра, в детском доме не хватает квалифицированных кадров, заинтересованных в результатах программы. Главное, чтобы ребенок был жив-здоров, накормлен и одет, остальное не входит в круг обязанностей воспитателей. Адаптироваться в школе воспитанникам детских домов мешают отставание в развитии когнитивных процессов – ограниченный словарный запас и непонимание специфики различных профессий, даже самых близких к ним, т. е. учителей и воспитателей. На вопрос, что делает воспитатель или учитель, ребенок может ответить – «одевает меня» или «ругает». Часто дети не информированы о состоянии своего здоровья, равнодушны, пассивны, не умеют устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. В детских домах нет логопедов, дефектологов.

– Действительно, стараясь постоянно опекать детей, мы невольно ограждаем их от многих вещей, за них всё делают воспитатели и старшие воспитанники. Что касается недостатка квалифицированных кадров – не соглашусь. Наши воспитатели работают по утвержденному плану, а всё остальное для них является дополнительной нагрузкой. Но к сентябрю мы пересмотрим наш план, – говорит директор детского дома «Ак бота» Гульсара БОТАТАЕВА. – Логопеды не входят в штат детских домов, и этот вопрос надо «пробивать» в министерстве образования. Социальные педагоги в детских домах есть, но заняты они сейчас не своими прямыми обязанностями, а бумажной работой, приведением в порядок документов воспитанников. 

Присутствующие говорили о предвзятом отношении к детским домам и его воспитанникам. Спонсоры стараются помогать им материально, а в последнее время появилась новая мода оплачивать детишкам времяпровождение в развлекательных центрах. И всё же общество не ждет от воспитанников таких учреждений ничего хорошего. Никто не удивляется, если ребенок из детского дома оказывается в классе ЗПР (задержка психического развития). На этот раз обсуждали случай с воспитанником одного из детских домов: с интеллектуальным развитием у ребенка всё в порядке, проблемы у него с поведением. Одни педагоги уверены, что в таком случае это недоработка учителя, который не справился с ребенком и попросту «сплавил» его в спецкласс, другие призывают задуматься о правах других детей – мальчик своим поведением мешает учиться всем остальным.

– Необходимо найти другие пути оказания помощи нашим детям, так, чтобы у них не сформировалось потребительское отношение к обществу. Ведь выйдя из дома, они автоматически лишаются всего, к чему привыкли. Нужно отойти и от порочной практики приклеивать ярлыки: из класса ЗПР у детей обратного пути уже нет. Что особенно страшно, они и сами начинают относиться к себе так же, как окружающие, и когда просишь их быть более ответственными, они говорят: “что вы от меня хотите, апай, я же ЗПР”, – рассказывает Гульсара Ботатаева.

Педагоги сошлись во мнении, что программа раннего развития детей жизненно необходима детским домам. При этом воспитателям детдома и учителям начальных классов важно работать в постоянном контакте, не забывая о психокоррекции и логопедической помощи тем, кто в этом нуждается. Чем больше внимания получат эти ребятишки сейчас, тем меньше проблем у них возникнет в будущем.

Зульфия ИСКАЛИЕВА     

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

2659 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4