Нефтяные проекты в Казахстане китайцы проводят как военные операции. Об этом сообщается в депеше посольства США, имеющейся в распоряжении КазТАГ.
“11 июня 2009 года сотрудник посольства США по энергетике встретился с менеджерами американской нефтяной сервисной компании Baker Hughes и консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers. Они поделились мнением по поводу работы китайских компаний в Казахстане. В частности, они отметили, что китайские компании после подписания контракта “сужают круг”, привозя только своих рабочих и свое оборудование, часто нелегально, и полностью контролируют проект под строгим надзором из Пекина”, говорится в дипломатическом сообщении.
Согласно депеше, это подтвердил сотрудник посольства КНР в Казахстане, сделав упор на стратегический интерес Китая в энергоресурсах Казахстана. Он также признал, что китайские компании зачастую нарушают миграционное и таможенное законодательство республики.
Сотрудник Baker Hughes сообщил американскому дипломату, что на данный момент Baker Hughes нанимают на работу китайских граждан и работают по контрактам с компанией Актобемунайгаз, в которой 85% принадлежит China National Petroleum Corporation (CNPC) и PetroKazakhstan, где у CNPC 67% доли.
Собеседник признал, что американцы часто проигрывают китайским компаниям тендеры – “потому что китайские компании осознанно обещают то, чего они не собираются выполнять. Китайцы дают невозможные обещания по срокам и финансовому обеспечению. И в частных беседах китайцы признают, что они не смогут их выполнить, но это дает им возможность выигрывать тендеры”.
Сотрудник Baker Hughes заявил, что понимает логику CNPC в приобретении 50% АО “Мангистаумунайгаз”, сооружении нефте- и газопровода из Казахстана в Китай, владении Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом и планах по строительству нового нефтеперерабатывающего завода в Восточном Казахстане.
“Они строят интегрированную систему производства, переработки и транспортировки. Для Китая – казахстанская нефть – самая дешевая в мире. Это близко и удобно. Это очень стратегический ход с их стороны”, сказал собеседник. Он также предсказал, что Китай увеличит импорт нефти из Казахстана на 40% в следующие 3-5 лет.
Сотрудник Baker Hughes уверен, что “CNPC не будет страдать от роста цен на нефть вследствие собственного диверсифицированного портфеля активов по добыче и переработке углеводородов по всему миру. Сейчас CNPC находится в такой позиции, что может манипулировать рынком”.
Когда его попросили описать схему работы китайских компаний в Казахстане, он отметил, что обычно они покупают нефтяное месторождение, на котором ведется добыча, среднего размера, представляющее ценность, но “ниже уровня политического радара”.
Затем они привозят китайских рабочих, привлекают китайских поставщиков и устанавливают китайское оборудование. Они не нанимают большого количества казахстанского персонала и подрядчиков, не выражают интереса обучать местный персонал. Китайские компании не делятся информацией о своих операциях, даже со своим штатом и подрядчиками.
“Проекты CNPC строго контролируются китайским менеджментом и “проводятся как военные операции”. Есть детальный план на все случаи и все решения исходят прямо из Пекина”, подчеркнул собеседник.
Когда дипломат из посольства сказал, что работники CNPC дважды отказались встретиться с сотрудниками посольства США в Алматы, сотрудник Baker Hughes сказал, что он этим не удивлен. “Они не будут говорить с вами. Они вообще ни с кем говорить не будут”.
Также сотрудник посольства встретился с менеджером PricewaterhouseCoopers (PWC), который живет в Казахстане много лет и консультирует иностранных инвесторов в нефтегазовом и металлургическом секторах, включая китайские компании.
Менеджер PWC подтвердил методы работы китайских компаний, описанные сотрудником Baker Hughes. Он заявил, что до сделки китайцы “очень стараются и играют по правилам”. Они быстро платят, нанимают лучших сотрудников и проводят тщательную проверку, чтобы понять риски и расходы на приобретение собственности. Они быстро регистрируют компанию и покупают лицензию на недропользование. Однако сразу после сделки, китайцы “сужают круг”.
Менеджер PWC заявил, что китайские клиенты привозят своих людей, внедряют свои процедуры и устанавливают свое оборудование. У PWC нет информации о том, что происходит после этого, потому что китайские клиенты становятся более закрытыми после завершения сделки.
В отношении методов найма и иммиграционных процедур в CNPC, сотрудник Baker Hughes сказал, что все знают, что когда китайцы едут на работу в Казахстан - они стоят в конце очереди (на границе - КазТАГ) с большими деньгами. Это потому что большинство из них въезжают в страну нелегально, без разрешений на работу и должны платить взятки, чтобы пройти через миграционные, трудовые и таможенные процедуры.
Он сообщил, что CNPC и ее подразделения платили штрафы за нарушение трудового и экологического законодательства, однако это не оказало никакого эффекта на бизнес - методы компании.
“Они заплатили много денег и не испытывают проблем, когда решают все эти вопросы. Они выплачивают наличные”, сказал он. Когда у него спросили об отношениях между CNPC и АО “КазМунайГаз”, сотрудник Baker Hughes ответил просто: “У КМГ есть вес, но CNPC имеют наличные и используют телефонное право”.
Источник: КазТАГ