Атырау, 26 декабря 20:54
 ясноВ Атырау -3
$ 514.93
€ 536.04
₽ 5.18

Бензиновая игра на повышение

6 263 просмотра

Цены на бензин – самая обсуждаемая нынче тема среди автовладельцев. Если стоимость бензина будет расти подобными темпами, то машины придётся поставить на прикол, уверены они.

Новости с автозаправочных станций страны по напряженности напоминают сводки с фронтов. В Южном Казахстане ещё вчера литр самой популярной марки топлива АИ-92 стоил 91 тенге. А уже сегодня его цена подскочила сразу на 7-8 тенге. На пять тенге подорожал высокооктановый бензин в Павлодаре. Некоторые заправки города уже пустуют. В Петропавловске рост пока на уровне двух тенге. А в Астане свыше четырех тенге. В Атырау также наблюдается медленный, но постоянный рост: АИ-92 ещё в январе стоил 88 тенге, но подорожание на 2-3 тенге ежемесячно привело к тому, что сегодня его стоимость доходит до 99 тенге.

Впрочем, этот вопрос волнует не только автолюбителей, но и заказчиков транспортных услуг и самих перевозчиков. А перевозки – од-но из слагаемых цен на продукты. Так что повышение цен на автозаправках скажется на всех.

 

КАК НИ КРУТИ, ЦЕНА РАСТЁТ

Естественно, что эта ситуация является предметом обсуждения государственных мужей. Мнения участников автофорумов в интернете и слова мажилисмена Нехорошева, сказанные им в воскресном телеэфире, совпадают практически один к одному:

– цена на бензин растёт, когда растут цены на нефть;

– когда цены на нефть падают, то нефтяникам приходится повышать цены на бензин, чтобы компенсировать падение доходов от цен на нефть;

– когда цены на нефть стабильные, то цены на бензин растут, потому что инфляция.

Причем эксперты твердят, что в преддверии посевной кампании цены на бензин будут расти и дальше. На топливный рынок Казахстана влияет бензиновый кризис в России, от которой мы сильно зависим. Куда смотрит антимонопольный комитет, возмущаются автовладельцы.

«Компания “Гелиос” (бензин АИ-92/93, АИ-80 и дизтопливо)входит в республиканский реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке розничной реализации ГСМ. В Атырауской области в подобный реестр включены АИ-80 и дизельное топливо толькоАО “КазМунайГазОнимдери”, – говорит замдиректора департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Атырауской области Райхан МИЗАМГАЛИЕВА. –Недавно ТОО “Гелиос” подавало заявку на повышение стоимости бензина марки АИ-92, но она была отклонена. АИ-95 не включен в контролируемый Агентством реестр, соответственно компании вправе сами устанавливать цены на этот продукт. Остальные компании, владеющие автозаправочными станциями, не являются доминантами на областном рынке розничной продажи бензина, поэтому мы не можем контролироватьих цены».

 

ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА

Самой популярной версией среди автомобилистов является ценовой сговор бензиновых королей. Впрочем последние начисто отрицают даже возможность такой ситуации. По их версии, чтобы сохранить минимальный уровень рентабельности, необходимо постоянно менять цены на нефтепродукты, так как растут закупочные цены на ГСМ у поставщиков, увеличиваются расходы на содержание АЗС, нефтебаз и т. д. Стремительный рост цен на нефтепродукты в последнее время наблюдается не только в Казахстане, это общемировая тенденция. Таможенный союз становится ещё одной причиной, т. к. часть высокооктанового топлива импортируется из других стран, в основном из России. «Средняя разница в цене по топливу с Россией за последнее время составляет 43 тенге по бензину и 55 тенге по дизельному топливу, причиной такого дисбаланса является сдерживание цен на ГСМ внутри Казахстана, – говорит бренд-менеджер компании «Гелиос» Асель ТАТАРХАНОВА. – Между тем крупные оптовые поставщики нефтепродуктов постоянно повышают цены. Мы не можем не реагировать на это и со своей стороны неоднократно обращались в АРЕМ с просьбой поднять стоимость АИ-92». По словам А. Татархановой, при оптовой цене 74-76 тенге за 1 литр дизтоплива «Гелиос» вынужден продавать его по 74 тенге, в то время как на других АЗС его реализуют в среднем по 80 тенге. В данный момент ТОО «Гелиос» – единственная сеть АЗС, на которой цены держатся на прежнем уровне. Но в таких жестких условиях компания не в состоянии обеспечить бесперебойную подачу топлива, так как из-за низких цен многие автолюбители «переключились» на их бензин, резко увеличились объёмы продаж бензина (в 2 раза), но даже это не позволяет удовлетворить потребности рынка. На автозаправочных станциях образуются большие очереди. При такой нагрузке часто выходит из строя оборудование, ломается спецтранспорт, что вызывает недовольство клиентов, говорит Татарханова.

 

УГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ?

Её поддерживает владелец одной из частных заправок Атырау.

– 70% высокооктанового бензина к нам завозится из России, и когда там запретили экспорт продукта, у нас возник дефицит. Плюс в конце марта начались работы на АНПЗ. Естественно, нам пришлось поднимать цены, – рассказывает он. – На рынке дизельного топлива из-за АНПЗ  тоже начался ажиотаж – сейчас весна, самый разгар сельскохозяйственных и дорожных работ, если до ремонта завод выдавал по 5 тысяч тонн топлива в день, то во время ремонтных работ объём сократился до 1 тысячи. В итоге дизтопливо подорожало с 69 до 80 тенге за литр, сегодня российский АИ-92 стоит 99 тенге, атырауский АИ-92 – 97 тенге, АИ-95 – 110 тенге. Государство пытается регулировать рынок, в результате предпринимаемых им мер давальцы готовы предоставлять нам бензин АИ-80 по 93 960 тенге за тонну, а АИ-92 по 116 400 тенге за одну метрическую тонну с учетом НДС, но без стоимости железнодорожных перевозок и хранения. Так что никакого сговора и спекуляции нет.

А каковы ваши прогнозы: будет ли расти стоимость бензина дальше?

– На недавнем совещании в акимате перед поставщиками и реализаторами ГСМ была поставлена задача удерживать цены в определенных пределах. И мы будем эту задачу выполнять.

Но вы же сами говорите, что большая часть высокооктанового бензина идет к нам из России, значит, если соседи будут повышать стоимость товара, вам тоже придется - не будете же вы продавать бензин себе в убыток?

– Придётся работать в убыток… 

Зульфия ИСКАЛИЕВА

19 мая 2011, 01:17

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.