В случаях, когда дело имеет серьёзный общественный резонанс, судья, вынесший приговор, имеет право разъяснить его общественности. Этим правом и воспользовался судья Жумагали ТАШИМОВ, недавно завершивший («Экс-заместитель акима Атырауской области Сайлауова приговорена к 2 годам в колонии-поселении») процесс в отношении бывшей замакима области Нурсауле САЙЛАУОВОЙ, руководителя управления образования Кайыргали КЕНЖЕГАЛИЕВА, его заместителя Розы КАБДУЛОВОЙ и других работников сферы образования.
По словам Ташимова, в результате действий бывших чиновников государству причинен ущерб в размере 110 млн тенге, 58 млн из которых они вернули добровольно. Также в доход государства обращены автомобиль Тойота Прадо за 11 млн тенге, автобус Хёндай за 2,5 млн тенге и 14 млн тенге с личных банковских счетов уже осужденных лиц. Остается взыскать еще 51 млн тенге с Кабекенова, Кабдуловой, Жамеловой, Имангазиевой, Забенова и Мажитовой.
При вынесении приговора были учтены многие факторы, отметил судья Ташимов. Например, у Сайлауовой есть несовершеннолетний сын и она единственная кормилица семьи, сама стоит на учете в кардиологическом центре и ухаживает за больной матерью. Кенжегалиев с супругой воспитывают сына, больного ДЦП с рождения. Кабдуловой осталось совсем чуть-чуть до достижения пенсионного возраста. Также всем, кроме Сайлауовой, было зачтено то, что они признали свою вину, раскаялись, не имели ранее судимости. На «мягкий» приговор повлияло прощение со стороны потерпевшей стороны, а также возмещение причиненного материального вреда.
– Цель наказания – не просто помещение за решетку подсудимых, а исправление человека, социальная справедливость и возмещение вреда, – отметил Жумагали Ташимов. – Признавать или не признавать вину – конституционное право каждого человека. Признание может быть основанием для смягчения приговора, а непризнание – не основание для его ужесточения.
Что касается порядка зачисления срока заключения под стражей, то согласно недавним изменениям в УК и УПК, один день в СИЗО засчитывается как полтора дня отбывания наказания в учреждении средней безопасности (колония общего режима) и как два дня в учреждении минимальной безопасности (колония-поселение). Таким образом, Сайлауовой и Кенжегалиеву день, проведенный в следственном изоляторе, будет как 2 дня, остальным – по полтора.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Фото автора