С 1 февраля этого года у обменников в Казахстане (за небольшим исключением) единый регламент работы – с 9.00 до 20.00. И даже при обмене небольшой суммы требуется удостоверение личности. На некоторые часто задаваемые вопросы про это нововведение ответил начальник отдела контроля валютных операций Атырауского филиала Нацбанка Арсен КУБЕКОВ.
– Почему в Казахстане изменили режим работы обменных пунктов?
– Изменение рабочего графика направлено на повышение уровня безопасности обменных пунктов и их клиентов. Эта мера также поможет исключить факты завышения курса продажи наличной иностранной валюты в вечернее и ночное время и необоснованного возникновения ажиотажа среди населения.
Это общемировая практика. В большинстве стран обменные пункты работают исключительно в дневное время, например, в Италии, ОАЭ, Польше, Грузии, Таиланде и т. д.
– А как быть туристам или тем, кто собирается за границу? Где им менять наличные среди ночи?
– Для удобства людей, въезжающих/выезжающих в республику через аэропорты, ж/д вокзалы и автомобильные пункты пропуска через государственную границу, режим работы обменных пунктов не будет ограничиваться – они будут работать круглосуточно, а в крупных торговых центрах первой категории – до 22.00.
– Почему теперь при обмене валюты будут требовать документы?
– Фиксация данных будет проходить по упрощенной форме. Если сумма операции до 500 тысяч тенге, то клиент предоставляет только документ, удостоверяющий личность. Это международная практика, которая применяется во многих странах. Данные меры направлены на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Клиентам не нужно будет самим заполнять какие-либо бланки и тратить на это время. Владельцы обменных пунктов могут автоматизировать процесс и приобрести средства для считывания информации с чипа электронного удостоверения личности гражданина. Это на усмотрение самого предпринимателя.
– Кассиры будут запрашивать адрес регистрации по месту жительства при обмене валюты свыше 500 тысяч тенге? Нужна ли адресная справка?
– Эта норма не новая. Она действует с 2018 года. При обмене денежных средств на сумму более 500 тысяч тенге используется действовавший ранее порядок фиксации данных. Сотрудники запрашивают юридический адрес клиента (место регистрации). Ответственность за достоверность предоставленных данных несут клиенты.
– Что происходит с персональными данными казахстанцев?
– Данные клиентов фиксируются в журнале реестров обменных пунктов в электронном виде и не передаются другим государственным органам. За исключением случаев, когда органы финансового мониторинга запрашивают информацию по отдельным гражданам для проверки их деятельности на предмет законности.
Подготовила Нургуль ХАЙРУЛЛИНА