Атырау, 20 апреля 00:03
 ясноВ Атырау +27
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

Горечь и мужество. Жанаргуль, которая хочет жить как все

Дополнено Фото Видео
11 110 просмотров


– В тот день было холодно, еще и гололед. Когда я пришла, поезд стоял, но когда уже добежала до вагона и хотела забраться, он тронулся. Я поскользнулась и упала вниз, – говорит 20-летняя Жанаргуль, утирая предательскую слезу. Из-за несчастного случая в ночь на 11 января 2018 года, когда она решила с 265-го разъезда, где проживала, поехать в родное село Мукур, девушка потеряла ногу и осталась инвалидом на всю жизнь. 

Помнит, как будто это произошло с ней вчера, хотя прошло уже два года. Хочет забыть, стереть из памяти тот день. Но понимает, что это невозможно.

– Была в сознании, когда на скорой повезли в больницу села Сагиз. Потом доставили в областную больницу. Перед операцией врачи сказали, что одну ногу придется ампутировать…

Жанаргуль была на тот момент на втором месяце беременности, и это великое чудо, что плод не пострадал, в положенный срок родилась чудесная девочка, которую назвали Аидой. Сейчас ей больше годика. Играет, бегает. Не хочет, чтобы мама держалась за костыли, не понимает, маленькая, зачем маме это нужно.

Сейчас Жанаргуль вместе с дочерью и матерью арендует дом в пригородном поселке Бирлик за 35 тысяч в месяц. Сама получает пособие по инвалидности III группы – это 30 тысяч. Других доходов на сегодня нет. Когда стало совсем трудно, обратилась с просьбой о помощи в соцсетях. Откликнулись представители  благотворительного фонда «Жүректен жүрекке», заплатили за аренду за декабрь и помогли с продуктами питания.

– Сюда мы переехали потому, что в городских квартирах, которые снимали до этого, было холодно, простудила дочку, да и сама заболела, – говорит Жанаргуль. Её мать в этот период, чтобы помочь дочери, покинула дом в селе и переехала в город. 

 

ПО ФОРМЕ ПРАВИЛЬНО, А ПО СУТИ?

Гульсина ДОСЫМОВА

Летом 2018 года, когда Жанаргуль после операции села в инвалидную коляску, а затем училась ходить на костылях, ей назначили II группу инвалидности, и она получала соответствующие 45 тысяч тенге пособия. Но в мае прошлого года после повторной медико-социальной экспертизы ей определили III группу на бессрочной основе. Жанаргуль задалась вопросом, а правильно ли это.

– Когда попросила объяснить, почему со второй группы перевели на третью, они ответили: «В то время вторую назначили потому, что ты была беременна». Не знаю, не знаю, – сомневается Жанаргуль. И действительно, не отросла же у неё за это время нога, да и не могла отрасти. Прежде чем получить официальный комментарий по этому поводу, я поговорила с одним из опытных городских врачей-хирургов. Он тоже считает, что в данном случае снижение статуса инвалидности неуместно. Однако не исключает такой возможности в связи с часто меняющейся законодательной базой в медицинской сфере…

А что же нынешний закон? По словам заместителя по вопросам медико-социальной экспертизы Департамента труда, социальной защиты и миграции по Атырауской области Гульсины ДОСЫМОВОЙ, как указано в пп. 2 п. 3 приложения 7 Правил проведения медико-социальной экспертизы, утвержденных 30 января 2015 года, инвалидность III группы в зависимости от культи (культей) конечностей и других пороков ног и позвоночника выдается бессрочно.

– Мы не можем переступить закон. ЖанаргульТуремуратовой на основании настоящих Правил установлена инвалидность III группы.

– А почему произошел переход с II на III группу при невосстановленной  травме?

– За оформлением инвалидности Жанаргуль впервые обратилась в 2018 году после ампутационной операции. Существует срок послеоперационной адаптации, и в  этот период предоставляется инвалидность II группы, как это и было у Жанаргуль. Если в адаптационный период назначается протез, то для привыкания к нему срок продлевается. Максимальный срок адаптации – один год. Жанаргуль II группа была присвоена со сроком адаптации один год. В случае отсутствия в этот период осложнений при повторном освидетельствовании происходит перевод на III группу. В случае Жанаргуль осложнений в течение года не было.

Инвалидность II группы предоставляется бессрочно, когда нет возможности надеть протез. А Жанаргуль протез был назначен по медицинским показаниям в том же 2018 году.

Вот так. По форме правильно, а по сути…

 

«ВОТ ЭТОТ ВРОДЕ НОРМАЛЬНО»


С протезом, кстати, тоже получилось не очень хорошо. Изготовленный в алматинском ортопедическом центре, он получился неудачным.

– Он сам по себе неудобный, а очень скоро там выскочила какая-то пружинка, и я несколько раз падала на улице, – говорит Жанаргуль.  

Руководитель управления координации занятости и социальных программ Атырауской области Серик КАМИДОЛЛА оказался в курсе  этой ситуации. По его словам, алматинские ортопеды обязаны в течение года заменить некачественный протез, оплатив Жанаргуль поездку на примерку.

– Мы переговорили с директором ортопедического центра. Жанаргуль может в любое время поехать в Алматы и заново заказать протез.

А уже после нашего с ним разговора Камидолла сам организовал ей поездку в Алматы. Вернулась Жанаргуль с новым протезом – этот, говорит, вроде нормальный.

 

ПРОВЕРКА – ОНА ДЛЯ ВСЕХ ПРОВЕРКА

До того несчастного случая Жанаргуль была замужем. Но муж, увы, не выдержал испытания, и через несколько месяцев брак распался.  

– В июле прошлого года я написала заявление на алименты, суд вынес соответствующее решение, но за минувшие полгода этих денег ещё не видела, хотя они мне сейчас очень нужны, – говорит Жанаргуль.

 

МУЖЕСТВО НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Если кто-то подумал, что эта девушка только и делает, что плачет над своей горькой судьбиной, то он глубоко ошибается. Жанаргуль находит в себе мужество не опускать руки – хотя бы потому, что на ней маленькая Аида. Получив всего лишь третью группу инвалидности, девушка стала искать работу. Вначале по вотсапу нашла в селе Еркинкала инвалида-колясочника по имени Наурыз, изготавливающего на продажу гипсовые копилки, два месяца подрабатывала у него помощницей. И вот представьте, каждый день по утрам на костылях садилась в автобус и ехала в пригородное село, да ещё пешком преодолевала приличное расстояние до дома Наурыза. Так же вечером обратно. Но заболела дочка, пришлось оставаться с ней. Потом устроилась в супермаркет фасовщицей. Для очередного освидетельствования инвалидности отпросилась с работы на несколько дней, а по возвращении оказалось, что её уволили.

После этого Жанаргуль зарегистрировалась в городском центре занятости, прошла обучающие курсы по профессии «визажист», получила сертификат. С этим сертификатом заходила в салоны красоты, но никто не захотел брать на работу девушку без опыта, да ещё на костылях.  

– Еженедельно приглашают на отметку в городской центр занятости. Говорят, сходи, мол, вот туда – там тебя примут. А когда иду, куда меня направили, там говорят: «Мы не хотим брать на себя ответственность, если вдруг ты упадешь». Даже если говорю, что на всё согласна ради дочери, сделаю всё – не берут, – без отчаяния, но с горечью говорит Жанаргуль.

 

ЗАКОНЫ И ПРЕПОНЫ

Между тем Серик Камидолла считает, что права инвалидов в плане трудоустройства защищены достаточно чётко:

– У нас есть программа занятости инвалидов. И есть закон. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона «О занятости населения» для инвалидов установлена квота рабочих мест исходя из численности работников в учреждении. К примеру, если там более 50 человек, то организация обязана взять на работу как минимум одного инвалида, если более 100, то двух, и так далее. Если какое-то предприятие не принимает инвалида, мы информируем об этом инспекцию труда, и на руководство, нарушившее закон, налагается немалый штраф. И ещё здесь многое зависит от самого человека, от его желания и настойчивости.

По словам С. Камидоллы, в Атырауской области сегодня проживают 22 673 инвалида, а в качестве безработных в прошлом году был зарегистрирован 751. Из них 276 человек трудоустроены на постоянную работу, 12 привлечены к социальным общественным работам, 18 получили кредит и занялись своим бизнесом, 24 получили гранты на открытие своего дела.

А местный общественный активист, инвалид Гульназ КОСМУРЗИЕВА считает, что дело не только в сложностях трудоустройства:   

– Наши права на практике реализуются плохо. Сейчас я собираю документы для создания общественной организации. Никто за нас не скажет, если не мы сами. Даже если скажут, то часто это только слова. А надо действовать так, чтобы проблемы действительно решались.   

…...И самая последняя новость от Жанаргуль: её берут в автошколу на должность офис-менеджера, зарплата – 60 тысяч. Это уже что-то.



Всем, кто хочет помочь ЖанаргульТуремуратовой, указываем ниже её банковские реквизиты.

Төремұрат Жанаргүл Саматқызы, 05.09.1999 г.р.

ИИН 990905450285

Номер карты Kaspi Gold:   5169 4971 0721 1520

Имя держателя карты:  ZHANARGUL TOREMURAT

Мобильный номер в Kaspi Gold:  8 771 598 10 98

Контактные телефоны: 8 775 917 69 18; 8 778 784 9005


Айнур САПАРОВА

Фото и видео автора

29 января 2020, 19:43

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz