В городском суде №2 прошли прения сторон по уголовному делу над бывшим замакима Атырауской области Нурсауле САЙЛАУОВОЙ, руководителем управления образования Кайыргали КЕНЖЕГАЛИЕВЫМ, его заместителем Розой КАБДУЛОВОЙ и другими работниками сферы образования. «АЖ» решил подробнее рассказать, в чём обвиняются подсудимые.
Это скандальное уголовное дело над работниками образования рассматривается в 14 эпизодах в основном по п. 2 ч. 3 ст. 189 (Присвоение или растрата вверенного чужого имущества с использованием служебного положения) УК РК. Вот основные моменты из выступления гособвинителя Досбола БАГЫТЖАНОВА.
Жена не знала, что работала методистом
Руководитель управления образования К. Кенжегалиев в 2016 году будучи директором методического центра управления образования Атырауской области устроил свою супругу на работу в свой центр. Сам напечатал от имени жены заявление, а инспектор по кадрам назначила её методистом по информатизации, мониторингу и анализу. Был заключен трудовой договор, за супругу подписался сам Кенжегалиев. Таким образом за несколько месяцев работы супруге начальника начислили свыше 312 тысяч тенге заработной платы. На следствии Кенжегалиев рассказал, что лично распоряжался карточкой жены, и она всё это время не знала о махинациях мужа.
Наживались на новогодних подарках
Еще один эпизод – растрата бюджетных денег, выделенных на президентскую новогоднюю ёлку в 2017, 2018 и 2019 годах.
Ежегодно на проведение ёлки выделялось из бюджета почти 40 миллионов тенге. Организацией новогодних утренников занималось КГКП «Лечебный пансионат «Геолог Казахстана».
По версии следствия, заместитель руководителя управления образования Роза Кабдулова составляла сметную документацию по завышенным рыночным ценам. Она привлекала к этому своих знакомых предпринимателей, составляла с ними фиктивные договоры, поступившие деньги затем обналичивались. В этом ей помогала Назымгуль Мажитова, которая приходится хорошей знакомой Кабдуловой.
Они действовали по такой схеме: Н. Мажитова просила своих знакомых предпринимателей заключить договоры по госзакупкам, уверяла их, что все указанные в договоре работы и услуги будут выполнены полностью.
Предприниматели, доверяя им, составляли договоры и поступившие деньги передавали Мажитовой, которая в свою очередь отдавала их Кабдуловой. К этой схеме привлекли бухгалтера пансионата «Геолог Казахстана» К. Жамелову, которая составляла сметную документацию для закупки из одного источника. По правилам госзакупок пороговая сумма не должна превышать 100 МРП, для этого она делила суммы договоров на несколько частей.
Например, согласно сметной документации в 2016 году пальто-пуховик для девочки стоило 35 тысяч тенге, спортивный костюм для мальчика – 25 тысяч тенге, шапка с шарфом для мальчика – 20 тысяч тенге, сапоги для мальчика – 25 тысяч тенге и т.д. Кабдулова попросила свою знакомую купить в Алматы одежду низкого качества за меньшую сумму.
Судебная экспертиза показала разницу в стоимости: куртку вместо 35 тысяч тенге купили за 15 тысяч тенге, спортивный костюм за 15 тысяч тенге, шапку с шарфом за 10 тысяч тенге и так далее. Разница по всем документам составляет более 8 миллионов тенге.
Из почти 40 миллионов тенге, выделенных на проведение новогоднего утренника в декабре 2016 года, подсудимые присвоили 12,5 миллиона.
Эта «новогодняя» схема работала и следующие два года. В 2017 году присвоено 19,5 миллиона тенге, а в 2018 году – свыше 26 миллионов.
Мебельный «откат»
В другом эпизоде уголовного дела Н. Сайлауова обвиняется в получении свыше 5 миллионов тенге от одного индивидуального предпринимателя, который должен был закупить столы и стулья для столовых 5 специальных школ. На это было выделено из бюджета 34 миллиона тенге. По версии следствия Сайлауова через Кабдулову потребовала принести ей 20% от этой суммы, то есть 6,8 миллиона тенге. Однако предприниматель отказался отдавать такие деньги, сказав, что у него не будет прибыли. Однако предприниматель боясь, что тут пострадает Кабдулова (она приходится ему родственницей), отдал Сайлауовой 15% от суммы – свыше 5 миллионов тенге. В результате школы получили мебель низкого качества.
Миллионы августовской конференции
Еще несколько эпизодов уголовного дела посвящены тому, как Кабдулова, Кабекенов, Имангазиева, Мажитова присваивали бюджетные деньги, выделенные на проведение различных мероприятий для учителей и школьников.
Например, в 2017 году на проведение августовской конференции для учителей было выделено более 28 миллионов тенге. Смету утвердила Кабдулова и попросила бухгалтера методического центра Имангазиеву и Мажитову найти знакомых предпринимателей. Они в свою очередь нашли несколько ИП, в том числе ИП «Мажитова», с которыми заключили договоры. В итоге ими присвоено 3,3 миллиона тенге. На эту сумму должны были закупить книги, брошюры, сделать макеты, однако эти товары не приобрели.
При проведении школьных научных конференций на букеты из живых цветов выделили 3,3 миллиона тенге. Цветы тоже не покупались, а деньги оседали в карманах чиновников.
«Недопиленный» форум
Еще в нескольких эпизодах уголовного дела рассказывается, как Кенжегалиев, Кабекенов помогали за мзду абитуриентам при сдаче ЕНТ и для поступления в СТГ.
В последнем эпизоде Сайлауова, Кенжегалиев, Кабдулова, Кабекенов, Имангазиева и Мажитова обвиняются в присвоении денег для образовательного форума в начале 2019 года.
На проведение мероприятия из бюджета было выделено более 19 миллионов тенге, из которых Сайлауова потребовала отдать ей два миллиона. Товары и услуги закупались по низкой цене, а оставшиеся два миллиона тенге получила экс-замакима. Но этот форум провести им не удалось, в декабре подсудимых уже стали задерживать.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА