Атырау – город абсолютно не приспособленный для людей с особенными потребностями. Этот факт в очередной раз подтвердил руководитель общественного фонда социальных инновационных проектов «ELAMAN» Алмаз ЕРЖАН, который столкнулся в местном аэропорту с отсутствием специальной коляски для маломобильных гостей города.
В нефтяную столицу он прибыл в качестве советника председателя НПП «Атамекен».
– В Атырау я впервые. И сразу после приземления сотрудники аэропорта не смогли принести специальную узкую межкресловую инвалидную коляску, чтобы мне как человеку с ограниченными возможностями сойти с кресла и выйти из самолета, – пишет Ержан на своей страничке в социальной сети. – На просьбу предоставить узкую спецколяску мне предложили физически поднять меня руками и по борту дотащить до выхода к моей коляске. Честно, это бред какой-то. Временами я даже не мог понять, где это вообще происходит.
Сначала Ержану сказали, что такой коляски в аэропорту нет вообще, и всех пассажиров с ограниченными возможностями они выносят из самолета на руках, затем – что коляска есть, но сломана. По его мнению, это явная дискриминация инвалидов и нарушение международной конвенции, которую Казахстан принял в 2015 году.
– Прошу власти города, профильные министерства и партию «Нур Отан» обратить внимание на данную проблему. Каждый год выделяются огромные деньги из бюджета на всякие программы "Кедергісіз келешек" – на решение вопроса доступной среды. Почему бы вам не проверить все аэропорты страны на доступность и условия авиаперевозок маломобильных пассажиров? Если хотите, то давайте я из своего пособия по инвалидности закажу и куплю эту межкресловую коляску для аэропорта города Атырау, – говорит Алмаз.
За комментариями я обратилась в авиакомпанию Air Astana, на борту которой он прибыл в Атырау. Ответ пресс-секретаря компании Тлека АБДРАХИМОВА был лаконичен: «Эту услугу должен предоставить аэропорт». Но никаких ссылок на документ, подтверждающий данное правило, он, несмотря на мою просьбу, не предоставил.
– Данная коляска должна находиться на борту самолета, ведь маломобильный пассажир должен иметь возможность передвигаться по салону во время полета, доехать до уборной, например, помыть руки. Поэтому авиакомпании должны сами позаботиться об удобстве клиентов. У авиакомпании «Аэрофлот» такие коляски есть, – говорит заместитель генерального директора международного аэропорта Атырау Жаныл УМБЕТЬЯРОВА. Она заверила, что наш аэропорт старается создать максимально удобные условия для пассажиров с особенностями. В мае прошлого года был приобретен амбулифт, есть комнаты для маломобильных пассажиров, специальные тактильные дорожки для слабовидящих, планируется также установить специальные вывески для них. Средства для закупа специальной узкой коляски заложены в бюджет текущего года. По словам Ж. Умбетьяровой, компания намерена приобрести спецкресло в самое ближайшее время и приложить все усилия для исключения подобных инцидентов.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото автора