Атырау, 18 мая 11:01
 будет пасмурноВ Атырау +20
$ 443.44
€ 480.51
₽ 4.88

Не к добру исчезли «бяки», или Метасеквойя спасёт Атырау

7 470 просмотров

После статьи о комплексной программе озеленения в Атырау в редакцию посыпался град звонков с вопросами и скептическими замечаниями. Мало кто остался равнодушным к мечтам о зелёном Атырау. Но, по мнению авторов программы озеленения, этого мало. Нужны действия.

– Да, слышали мы таких скептиков. Каждый говорит о своём, критикует, но делать ничего не хотят. Знаете, сколько нужно труда и терпения, чтобы вырастить хоть одно дерево? Где эти скептики были раньше? И почему в вашем Атырау практически нет зелени? – с некоторым раздражением спрашивал у меня один из менеджеров программы Дмитрий ПАК.

 

«БЕЗ НАВОЗА У ВАС НИКАК»

У нас есть основания сомневаться. Сначала на наших глазах под строительство коттеджей вырубили Сутягинский сад (на месте нынешнего парка Победы), парк в Жилгородке. Почти ежегодно бюджетные миллионы тратятся на посадку саженцев, за которыми потом никто не ухаживает, и они гибнут. Яркий пример: пару лет назад на озеленение проспекта Алиева Сатыбалдиева по «Дорожной карте» выделили 100 млн (!) тенге. Без должного ухода саженцы погибли, а деньги тю-тю. И вот теперь появляетесь вы, и весь проспект вновь перепахали, и опять под озеленение…

– Всё понятно. Но при чем здесь мы? Нас ведь тогда не было. Когда мы пришли, на проспекте уже ничего не было. И вообще при работе мы руководствуемся совершенно иными методами и принципами, –  заявляет Дмитрий.

Я «поймала» его на аэропортовской трассе, сидящим на корточках возле лунок, заполненных водой. Он зачем-то вылавливал пальцами из лунок мокрый грунт и пробовал его на вкус:

– У вас почва и грунтовые воды очень солёные. Сразу видно, что здесь раньше было море. Почва песчаная и каменистая. В такой среде растениям очень тяжело выжить. Чтобы дать привезенным из Кореи саженцам метасеквойи успешно прижиться, мы выкопали траншеи в метр глубиной. Эти траншеи – своего рода дренажная система, куда будет стекать соль после полива и дождей. А чтобы соль потом не вернулась обратно, под грунтом закладывается геотекстиль, кстати, казахстанского производства. А сверху располагаются лунки для будущих посадок, которые мы сначала приспосабливаем под саженцы, прогоняя по каждой до 500 литров воды. Но сначала мы привезли другой грунт, тоже ваш, но менее агрессивный, и напитали его навозом. Без навоза у вас никак нельзя.

А где вы его берёте?

– Здесь. У вас есть всё, чтобы сажать, было бы желание и трудолюбие. Посмотрите на коттеджи вокруг, люди несколько лет живут и ничего не вырастили.

А может, сажают, но не растёт? Хотя растили же раньше сады... А почему вы остановили свой выбор на метасеквойе? Ведь в Корее, на опыт которой вы ссылаетесь, климат намного мягче?

– Потому что именно она имеет все шансы здесь прижиться. Конечно, при тщательном уходе и поливе. Самое главное её преимущество – она быстро идёт в рост. При благоприятных условиях по 1-1,5 метра в год. В ваших условиях эти огромные величественные деревья с большой кроной будут расти по полметра.

 УРАЛ НЕ ИСЧЕЗНЕТ

Помнится, вы что-то говорили о подсадке микроорганизмов в почву. И потом, как вы намерены поливать растущие саженцы? Единственный источник поливной воды Урал катастрофически мелеет.

– Микроорганизмы мы внедрим после, когда подрастающие саженцы начнут видоизменять почву. А поливаем мы здесь через поливной водопровод. Если бы у вас проложили его по всему городу, он бы расцвел. А по поводу Урала – это природный цикл, разливался же он когда-то. Думаю, что одной из причин его обмеления стала массовая вырубка деревьев вдоль берегов. Это общеизвестная истина, что зеленые насаждения по берегам притягивают воду. Помнится, в лихие 90-е, когда в некоторых регионах возникли проблемы с газоснабжением, люди вырубали леса и парки, чтобы отапливать свои дома и готовить еду. Я озвучу прописную истину – была бы вода, а вырастить можно что угодно.

А почему вы не воспользуетесь капельным орошением, как это с успехом сейчас делают в местных теплицах и сельскохозяйственных угодьях?

– Потому, что у нас гораздо больший расход воды, и фильтры для её очистки от загрязнений пришлось бы менять каждые два дня.

Я уже несколько лет замечаю отсутствие в Атырау гусениц. Раньше из-за их обилия невозможно было пройти по центральным улицам. В моем школьном детстве не раз приходилось приходить в школу с зеленой жирной бякой на спине. А сейчас не вижу ни одной.

– Это всё из-за плохой экологии. Живые организмы очень чувствительны к вредным факторам. А у вас сероводород. Поэтому и нужно озеленять город.

МЕНТАЛИТЕТ И САЖЕНЦЫ

Пока мы беседовали, к Дмитрию подтянулись коллеги, так же, как и он, проверявшие ход работ на объектах города. Аида ЖАНБАКИЕВА, второй казахстанский менеджер проекта (есть еще представитель Кореи), приехала с проспекта Алиева – Сатыбалдиева.

– Там тоже, как и здесь, мы подготовим грунт и посадим вдоль тротуаров привитый карагач с шарообразной кроной, а на разделительной полосе кустарники дёрена белого. А вообще, у вас хорошо растут ясень, тополь.

Оба менеджера неохотно делились информацией о своей компании. Удалось только выяснить, что автор концепции, австрийско-казахстанская компания «Евростандарт GmbH» –консалтинговая фирма из Алматы. А моих собеседников из южной столицы пригласила на работу местная фирма «Мунайкурылыссервис».

– Помогите нам через прессу, –попросили алматинцы-озеленители,–ведь в конечном счёте это всё делается для людей. Сейчас к нам больше недоверия, а хотелось бы, чтобы было иначе.

P.S. Когда мы беседовали с Дмитрием, подъехала машина, из которой вышел иностранец. Мужчина сказал, что очень хотел бы посадить на Тенгизе, где он работает, несколько саженцев и интересовался, где их можно купить. Дмитрий пообещал с ним связаться. И заметил:

– Этот ещё вежливый попался, а то подъезжают типы и с ходу требуют сейчас же загрузить им саженцы бесплатно.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

Фото автора

 

Справка «АЖ». Метасеквойю называют живой легендой. Открыта она была немногим более полувека назад, хотя речь идет не о крошечной «травке», а о громадном величественном дереве. В 1941 г. японский палеоботаник С. Микки по ископаемым остаткам шишек и облиственных побегов, принадлежащих по существующим в то время представлениям к двум вымершим видам секвойи, описал новый род – метасеквойя (от греч. meta – среди, между). «Пробуждается» водяная пихта (ещё одно название метасеквойи) поздно. Лишь к концу мая она полностью надевает свой светло-зеленый наряд. Осенью хвоя становится медно-рыжей и сохраняется до начала ноября. В этот период деревце очень привлекательно, особенно, когда его нежная крона колышется под порывами холодного ветра. Благодаря быстрому росту и неприхотливости метасеквойя вполне может занять достойное место среди декоративных хвойных.

В условиях средней полосы это величественное дерево вряд ли будет столь же крупным, как на своей родине, в Китае, но возможно окажется таким же долговечным, ведь в природе оно доживает до 600 лет. В целом для успешного культивирования водяной пихты необходимы два условия: обильное увлажнение и достаточно высокая температура летом.

5 мая 2011, 22:57

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz