Гигантский проект под названием «Кашаган» в очередной раз завис.
В прошлом году было объявлено о переносе сроков второй фазы разработки (коммерческой добычи нефти) Кашаганского месторождения на 2018-2019 годы. А недавно в республиканских СМИ со ссылкой на британский The Telegraph появилась информация, что Казахстан планирует приостановить работы – из-за того, что не согласен с удорожанием 2-й фазы. В начале года министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ заявил по поводу концепции 2-й фазы, что министерство не собирается утверждать неэффективный с экономической точки зрения проект.
Мы попросили руководство консорциума NCOC прокомментировать информацию The Telegraph. Вот что нам ответил генеральный менеджер по связям с заинтересованными сторонами NCOC Филипп ШАРЛЕЗ: «В ответ на ваш вопрос по Этапу II сообщаем, что в 2009 году были начаты работы по Базовому проектированию Этапа II Кашаганского проекта. Одновременно был инициирован тщательный анализ различных проектных решений под руководством Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В. (НКОК) и при поддержке Шелл Девелопмент Кашаган (ШДК) как компании-агента, ответственной за выполнение Этапа II.
После завершения анализа во второй половине 2011 года отобранное проектное решение будет представлено на утверждение акционерам и полномочному органу. В случае утверждения проектного решения будут уточнены затраты и график».
Наша сторона уже заявила, что контракт будет продлен только в том случае, если его условия будут выгодны Казахстану. Одновременно в интернете появилась информация, что компания “Шелл Девелопмент Кашаган” была упразднена в связи с тем, что концепция 2-й фазы Кашаганского проекта не была утверждена министерством нефти и газа Казахстана.
Ранее Казахстан только подгонял инвесторов, но ситуация изменилась после удорожания проекта (с первоначальных 50-60 млрд долларов предполагаемый бюджет возрос до 130-150 млрд) – тогда Казахстан одним махом лишился 40 млрд долларов предполагаемой чистой прибыли. Правда, увеличение доли нацкомпании «КМГ» в кашаганском проекте представили как своего рода компенсацию. Но это палка о двух концах, ведь чем больше доля, тем больше расходы. Чтобы финансировать свою долю в проекте, национальной компании придется брать кредиты. В свою очередь Казахстан, по условиям СРП, начнет получать прибыль лишь после того, как будут компенсированы затраты инвесторов. Таким образом, дальнейшее увеличение добычи нефти становится невыгодным с экономической точки зрения. По мнению некоторых экспертов, Казахстан пока остановится на 35 млн тоннах нефти в год, по крайней мере до 2018 года.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Справка «АЖ».
Разделение ответственности внутри Консорциума выглядит следующим образом: Аджип ККО– реализация программы опытно-промышленной разработки (включая бурение); Шелл Девелопмент Кашаган (ШДК) – планирование и реализация Этапа II, за исключением объектов наземного комплекса; ЭксонМобил Казахстан Инк.(ЭМКИ) – буровые работы в рамках Этапа II. Совместное предприятие КМГ и Шелл – НК Продакшн Оперейшнс Компани Б.В.(НКПОК) – будет управлять производственными операциями на всех этапах.