20 апреля в городском суде состоялось оглашение приговора предпринимателю Шариполле Сайфуллину (см. «АЖ» №7 от 17.02.11 –«Прокурор области Б. Сматлаев: “Шариполлу Сайфуллина взяли с наркотиками и боевым автоматом”» и «АЖ» №8 от 24.02.11 – «Мы знаем другим Шариполлу»). Суд приговорил его к четырём годам лишения свободы в колонии общего режима за хранение наркотиков и оружия. Адвокаты намерены обжаловать этот приговор.
КТО ТАКОЙ ШАРИПОЛЛА?
Отметим, что с самого начала полиция скрывала от общественности обстоятельства задержания и расследования уголовного дела Шариполлы Сайфуллина, лишь спустя время это дело для «АЖ» прокомментировала прокуратура области.
Вначале стоит напомнить о личности самого 46-летнего подсудимого. Шариполла Сайфуллин известен в спортивных кругах Атырау как один из первых тренеров карате в начале 90-х годов, когда этот вид единоборств только вышел из подвалов. Знают его и как предпринимателя – владельца кафе «Шанырак» в Авангарде.
В конце 90-х Сайфуллин ушёл в религию и совершил хадж в Мекку. Вместе с группой единоверцев он создал в 2002 году общественный фонд «Дар ас салам» (с араб. «Дом мира») и на собственные средства построил первую в городе частную мечеть «Ат Такуа» (с араб. «Богобоязненность») в районе Рембазы. Вскоре после её открытия начали поступать сигналы, что в «Ат Такуа» собираются приверженцы нетрадиционных религиозных течений. Шариполла Сайфуллин и члены общины «Ат Такуа» были поставлены на учёт спецслужбами.
После давления акимата и спецслужб Сайфуллин был вынужден передать свою мечеть Духовному управлению мусульман Казахстана (ДУМК). Примечательно, что сразу же после прихода в «Ат Такуа» нового имама в мечети появился ящик для сбора пожертвований, привычный для мечетей ДУМК, где традиционно все религиозные обряды отправляются за определенную плату.
После этого Сайфуллин окончательно отошёл от религиозной деятельности, но уже с ярлыком «экстремист». Впрочем, как и многие другие мусульмане, чьи религиозные убеждения и практика не совпадали с догматикой официального духовенства.
Стоит отметить, что среди прихожан городских мечетей Шариполла Сайфуллин пользовался уважением как благочестивый мусульманин и хороший семьянин, воспитывающий четверых детей.
Первый сигнал от спецслужб Сайфуллин получил в апреле 2009 года, когда полиция арестовала его близкого родственника, предпринимателя Серикбая Латипуллаева. Его обвинили в незаконном хранении оружия и наркотиков и посадили на три года. После задержания Латипуллаева полиция представила его общественности как лидера религиозной общины.
И вот спустя два года с обвинениями в хранении наркотиков и оружия на скамье подсудимых оказался сам Шариполла.
В КИНОТЕАТР С ГЕРОИНОМ И «КАЛАШНИКОВЫМ»
Согласно обвинительному заключению, зачитанному государственным обвинителем Салимой Жекебаевой, вырисовывается следующая картина. 26 декабря прошлого года Шариполла Сайфуллин, совершив обеденный намаз, выехал на автомашине «Тойота-Хайлюкс» в кинотеатр «Арсенал» в супермаркете «Атаба» в Авангарде, чтобы купить билеты для своих детей. В 14.40, когда он ехал домой по улице Прибойной, в районе католической церкви его остановил инспектор дорожной полиции и предложил выйти из автомашины. Шариполла, видимо почуяв неладное, отказался выйти и начал обзванивать своих родственников. Примерно через 5 минут инспектор остановил автомашину знакомого Сайфуллина, которая остановилась в 20 метрах от его автомашины. Через открытое окно Шариполла позвал своего знакомого, который подошёл к нему с инспектором дорожной полиции. Шариполла вышел, поздоровался со знакомым и предложил инспектору осмотреть автомашину. Тот, осмотрев авто, отошёл дальше. Когда Сайфуллин разговаривал со своим знакомым, из ближайшего двора на большой скорости вылетела «Газель», из неё выскочили четверо спецназовцев в масках и один оперативник полиции с видеокамерой. Они повалили Сайфуллина на землю и надели на него наручники. Следом подъехала автомашина со следователями и понятыми. Полицейские открыли двери автомашины для обыска и предложили Шариполле выдать собственноручно незаконно хранящиеся предметы. На что он ответил: «Сами вытаскивайте, что подложили. Побойтесь Аллаха!» Из носков задержанного полицейские выудили сверточек с героином весом 2 грамма, а из задней части салона пикапа вытащили китайский баул, где лежал завернутый в простыню автомат Калашникова с магазином и патронами. В салоне нашли также диски с религиозным содержанием.
На суде сотрудник управления по борьбе с организованной преступностью ДВД Рустем Изтелеуов рассказал, что в декабре к ним в управление поступила оперативная информация, что Шариполла Сайфуллин хранит у себя оружие и наркотики, которые собирается передать неким лицам. 26 декабря пришла информация, что Сайфуллин разъезжает по городу с автоматом Калашникова и героином. Была собрана опергруппа, поднят полицейский спецназ, который выехал на задержание.
На ногтевых срезах, в носке и кармане брюк Сайфуллина в дальнейшем полицейские эксперты обнаружили следы героина. Любопытно, что на автомате Калашникова, на магазине и патронах отпечатков пальцев подсудимого не обнаружено. На суде государственный обвинитель Жекебаева объяснила это тем, что автомат был завернут в простыню и упакован в сумку, вследствие соприкосновения сумки и материи «пальчики» Сайфуллина могли сами стереться. Прокурор Салима Жекебаева попросила судью лишить свободы Шариполлу Сайфуллина сроком на семь лет без конфискации имущества.
АРГУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ
Защита Сайфуллина заявила, что Шариполла Сайфуллин подвергся провокации со стороны полицейских, и выдвинула ряд аргументов.
В частности, оперативная видеозапись задержания почему-то начинается с момента, когда Сайфуллин уже в наручниках, говорит, что ему подбросили наркотики, а двери его «Тойоты» открыты.
На этот довод сторона обвинения ответила, что криминалист Халимов не успел вовремя начать видеозапись, так как не знал, что именно в этот день произойдет задержание, хотя он приехал на место происшествия в одной автомашине с оперативниками.
– По показаниям полицейских, они приехали на место задержания все вместе, и складывается впечатление, что криминалист Халимов сидел с завязанными глазами и ушами, не зная, куда едет, – говорит адвокат Динара Сатайбаева.
Поведение Сайфуллина никак не вписывается в логику потенциального преступника, считает адвокат:
– Сайфуллин не наркозависимый человек, на учёте не состоит, медэкспертиза это подтверждает. Когда его остановил инспектор дорожной полиции, Шариполла долгое время сидел в автомашине и не выходил, опасаясь провокации, и звонил родственникам. Если у него были наркотики и автомат, зачем ему сидеть и ждать, потом разговаривать с инспектором и знакомым, если он мог просто уехать, никто его в тот момент не удерживал и не мешал.
ПОНЯТЫХ ПОДГОТОВИЛИ?
Отдельно адвокаты отметили двух понятых – Хисина и Кульбасова, которых полицейские нашли ещё за несколько часов до операции и катались с ними по городу.
– В ходе суда было установлено, что понятой Кульбасов раньше привлекался к уголовной ответственности, однако уголовное дело в отношении его прекращено. Мы не исключаем, что Хисин и Кульбасов негласно сотрудничали с полицейскими, – говорит другой адвокат Талгат Даулетов.
Адвокаты подсудимого утверждают, что при задержании полицейские не разъяснили Сайфуллину его право на отвод понятых. Интересно, что в момент задержания свидетелей не было. Полиция заблокировала дорогу, отогнала всех зевак и прохожих. Понятые с полицейским куратором приехали с опозданием, когда Сайфуллина уже схватили.
– За двадцать лет своей юридической практики я не видел такого отношения оперативников к понятым. Как выяснилось, понятые Хисин и Кульбасов в течение десяти часов находились в здании управления внутренних дел, неотлучно участвуя во всех следственных процедурах. В своих показаниях понятые говорят, что пили чай и свободно ходили по полицейским кабинетам. Там что, всем чай предлагают? – вопрошал Даулетов.
– Понятые по своему желанию вправе участвовать в следственных мероприятиях сколько угодно. Это не противоречит закону, – ответила на это государственный обвинитель Жекебаева.
ПОЛИЦЕЙСКОЕ «НОУ-ХАУ»
Насчёт героина под ногтями Сайфуллина сторона защиты отметила важную деталь.
– Сотруднику полиции Жарылгапову предоставили специальный конверт для упаковки ногтевых срезов. Однако он умышленно берёт лист бумаги и делает из него самодельный конверт, куда вкладывает сверток с ногтевыми срезами Сайфуллина, который затем опечатывает. Любопытно, что боковые карманы конверта полицейский не опечатывает! Почему? Это позволяет ему при необходимости свободно вытащить из опечатанного конверта ногтевые срезы, обработать их героином и вновь вложить в этот конверт, – заявил адвокат Даулетов. Защитники Сайфуллина даже хотели продемонстрировать это полицейское «ноу-хау» прямо на заседании, однако ходатайство об этом было отклонено председательствующим судьёй Элеонорой Унгарсыновой.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
В своём последнем слове подсудимый сказал:
– Я верующий мусульманин, законопослушный гражданин своей родины. Живу по Корану и законам Республики Казахстан. А тот, кто живёт по законам Корана, не может переступать закон и обманывать. Пророк Мухаммед сказал: «Мусульманин может быть трусом, мусульманин может быть жадным, но мусульманин не может быть лжецом». Я не причастен к этому преступлению! Клянусь именем Аллаха, если я обманываю, то пусть Всевышний покарает меня самой страшной карой, если же они (сотрудники правоохранительных органов) поступают в отношении меня несправедливо, то пусть Аллах их накажет.
Сания ТОЙКЕН, Азамат МАЙТАНОВ
Фото В. Истомина, С. Тойкен