Атырау, 6 ноября 23:31
 ясноВ Атырау -2
$ 488.91
€ 532.62
₽ 5.00

Чёрный декабрь 2011-го

Фото
11 715 просмотров


Ровно восемь лет назад произошёл «Жанаозенский расстрел». В те чёрные дни «Ак Жайык» был одним из совсем не многих СМИ, которые вели репортаж с места событий. Давайте вспомним, как это было, основываясь на публикациях нашего тогдашнего корреспондента Сании Тойкен. От себя хочу сказать, что, перебирая архив «АЖ», вновь пропустила через себя весь ужас тех дней, когда ответом на требования нефтяников стала стрельба на поражение.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Забастовка нефтяников в Мангистауской области началась в середине мая 2011 года из-за невыплаты коэффициентов и изменений в системе оплаты труда, ущемляющих рабочий персонал. Первыми стали выдвигать требования о повышении зарплаты рабочие АО «Каражанбасмунай», ТОО «АргымакТрансСервис» и ТОО «ТулпарМунайСервис», позже к ним присоединились нефтяники ПФ «Озенмунайгаз». Работодатели, в свою очередь, посчитав их требования незаконными, уволили тысячи человек. Летом происходили стычки с полицией, а потом постоянным местом для митингов на несколько месяцев стала центральная площадь города Жанаозен.

15 декабря на площадь начали привозить юрты, ставить сцену и аппаратуру, чтобы на следующий день отпраздновать День Независимости.

Но 16 декабря во время праздничного концерта начались беспорядки, была сожжена установленная елка, разгромлены автомобили, полицейский автобус. Против безоружных людей брошены спецподразделения. Как сообщают рабочие, власти направили школьников и студентов с флажками в непосредственной близости от находившихся на площади забастовщиков. Те остановили праздничную демонстрацию, и сразу же на них набросились полицейские.


«Поздно вечером 16 декабря массовые беспорядки в Жанаозене все еще продолжались. А в Актау полицейские провели массовые задержания нефтяников, собравшихся на центральной площади в знак солидарности с коллегами. По словам бастующих, 16 декабря к вечеру количество убитых и раненых в Жанаозене возросло. Разные неофициальные источники называют разные цифры, поэтому пока можно только предположить, что погибших все-таки больше 10, о чем вчера сообщила Генпрокуратура. Пострадавшие есть и со стороны силовиков: госпитализированы 6 полицейских, один из них - в тяжелом состоянии. Имеется пока не подтвержденная информация о стягивании силовых структур из соседних областей. Группа атырауских сотрудников СОБР уже отбыла в Жанаозен», - писал «АЖ» 17 декабря 2011 года.

В тот же день в Актау возле офиса собрались рабочие АО «Каражанбасмунай», чтобы поддержать жанаозенцев. В те дни наш корреспондент держал связь с рабочим-активистом Еркином ОЗГАНОМ. Массовые задержания произошли и там.

И в тот же день Указом тогдашнего президента РК в Жанаозене было введено чрезвычайное положение, которое продлилось до 31 января 2012 года.


ПУСТОЙ ГОРОД

21 декабря. Ущерб от беспорядков в Жанаозене уже подсчитан - более 2 миллиардов тенге. Судьба задержанных пока не ясна. Сотовая связь и интернет заблокированы. Переговоры бастующих с правительственной комиссией закончились ничем. Противостояние между протестующими и полицией продолжается. Въезд в Актау, словно зона боевых действий, - повсюду спецназовцы в масках, полицейские с автоматами, БТРы и целый караван военных машин. Центральная площадь города «Ынтымак» полностью оцеплена полицейскими и СОБРом.

...Между тем местная власть поспешила сообщить, что ситуация в Жанаозене и Шетпе, где 17 декабря тоже был открыт огонь и погиб один человек, стабилизировалась. Руководители входящей в состав правительственной комиссии подкомиссии уже обнародовали первые результаты своей деятельности. По данным комиссии, количество повреждённых административных и гражданских объектов в Жанаозене - 41.

В тот же день журналисты выехали в Жанаозен. При въезде в город множество БТРов и военных машин, у всех без исключения проверяли личные вещи и документы.

Перед дверью ГУВД женщина среднего возраста, стоящая в очереди, тихим голосом рассказала, что на улице забрали её 16-летнего сына, и она пришла, чтобы узнать о его судьбе.

Получив, наконец, разрешение, журналисты в сопровождении двух полицейских и сотрудника акимата вышли в город. Улицы Жанаозена были пусты, не видно почти никого, кроме полицейских и солдат внутренних войск. Попытки вызвать на разговор нескольких женщин, ждущих возле базара автобуса, не увенчались успехом - они были настолько напуганы, что, услышав вопросы, сразу отвернулись.

22 декабря. В Мангистаускую область прибыл президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Бастующие нефтяники со всех месторождений приехали на автостанцию Актау, откуда обычно отправляются вахтовые автобусы. Однако президент с ними так и не встретился - улетел в Жанаозен.

До этого президент встретился в Актау с активом области и представил нового акима области Бауыржана МУХАМЕДЖАНОВА, освободив от занимаемой должности Крымбека КУШЕРБАЕВА. Бастующие нефтяники на эту встречу приглашены не были.

«КТО СТРЕЛЯЛ? МЫ СТРЕЛЯЛИ!»

24 декабря. Как отрапортовал журналистам начальник ЛОВД подполковник Серик КОЖАЕВ, на станции Шетпе обстановка стабильная. На всех дорогах установлены блокпосты, курсируют патрульные машины.

С. Кожаев сообщил, что 17 декабря группа молодых людей перекрыла движение поездов, подожгла тепловоз, но пожар был быстро ликвидирован. По его словам, полицейские пытались начать переговоры с пикетчиками, но те отказались от диалога. На неоднократные просьбы и требования немедленно очистить железнодорожный  путь они не реагировали. С. Кожаев сообщил, что полицейские вынуждены были открыть огонь после того, как протестующие своими действиями стали реально угрожать  их жизни и здоровью. Один человек погиб, 11 получили ранения, всем была оказана медпомощь.

При этом Кожаев подчеркнул, что погибший был не пожарным, как сообщалось в СМИ, а участником несанкционированного митинга.

Но тут к разговору подключился заместитель начальника ДВД Мангистауской области Хайдар САРИН (далее - дословно).

- Ты говори, говори всё, - приказал он Кожаеву. - Это уже установленные факты. Погибшего зовут Толегенов Торебек. Он работал в пожарной части  МЧС. Но был на той стороне.

- Кто в него стрелял?

- Кто стрелял? Мы стреляли!

- Почему стреляли? Кто отдал приказ?

- Как почему? Мы имеем право, когда грозит опасность нашей жизни, применять табельное оружие.  

- А какие активные действия предпринял погибший, чтобы  стрелять в него боевыми патронами?

- Этого я не знаю, разве можно было разглядеть его в толпе? Никто прицельно по людям не стрелял. Были предупредительные выстрелы в воздух, - ответил подполковник Кожаев.

- У вас нет спецсредств, вроде слезоточивого газа, водометов?

- Спецсредств у нас нет, только каски, щиты и оружие. Это районные акиматы должны снабжать спецсредствами.

- Министр внутренних дел Касымов сказал, что табельное оружие полицейские не имеют права применять, если не будет объявлен так называемый план «Гонг». У вас был этот план? Кто ввел его?

- Нам объявили централизованно, из области 16 декабря, когда столкновения начались.

- Есть ли изъятое у участников беспорядков оружие?

- Оружие у них было, но изъятого у нас нет. Есть факт, что стреляли в одного нашего сотрудника, но назвать его не могу. Это наш офицер, в него пуля попала, но он остался жив.

СМЕРТЬ ЗА СМЕРТЬЮ

Суд над наиболее активными участниками событий в Жанаозене начался 27 марта 2012 года. По делу проходили 37 подсудимых, заявлены 45 свидетелей. Подсудимым инкриминировалось участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся поджогами, уничтожением имущества, применением насилия в отношении представителей власти, грабежами и кражами.

Правозащитница Асель НУРГАЗИЕВА в своем интервью «АЖ» в прошлом году рассказала, что на этот момент осужденные по делу уже на свободе: и нефтяники, и 5 полицейских (которых судили за превышение полномочий). В местах лишения свободы никого из них не осталось.

Там есть ещё несколько кровавых страниц. 2 августа 2011 года в рабочей будке неизвестные забили до смерти  профсоюзного активиста Жаксылыка ТУРБАЕВА. Через три недели была изнасилована и убита дочь председателя профсоюзного комитета Кудайбергена КАРАБАЛАЕВА. 20-летний Александр БОЖЕНКО сначала выступал на суде над нефтяниками в качестве свидетеля со стороны обвинения, но потом заявил, что его заставили это сделать под пытками. Через несколько месяцев после суда он был убит. По версии полиции, это сделали пьяные хулиганы.

...В результате жанаозенских событий, по официальной версии, погибло 17 человек. Но никто не верит в эти цифры; по словам очевидцев и участников, жертв было намного больше.

Подготовила Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

16 декабря 2019, 10:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.