12 декабря в гостинице «Ренессанс» состоялись общественные слушания по проекту «Реконструкция полей испарения ТОО “Атырауский НПЗ”», являющемуся совместным «детищем» акимата Атырауской области и нефтеперерабатывающего завода.
ЧТО ЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ
- Как вы знаете, мы уже выходили в массы, разговаривали с населением, проводили конференции по проекту TAZALYQ, который АНПЗ начал в начале нынешнего года. В рамках проекта будет проведена модернизация и реконструкция механических и биологических очистных сооружений АНПЗ, а также полей испарения и канала нормативно-очищенных стоков, – сообщил директор департамента охраны труда и окружающей среды ТОО «АНПЗ» Ерсаин ЖАРБОСЫНОВ.
Затем слово передали представителям АО «Казахский институт нефти и газа». По их информации, в данный момент стоки на поля испарения через коллекторы сбрасывают КГП «Атырау Су Арнасы», ТОО «РТИ-АНПЗ», ТОО «Caspian Contractors Trust», а также ТЭЦ (сбрасывает свои стоки через канал нормативно-очищенных стоков, которые доходят до полей испарения).
Проектная территория карт полей испарения - в рабочем состоянии, однако наблюдаются следующие дефекты:
- зарастание полей камышом и растительностью, около 90% площади;
- дамбы обвалования в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются просадки и сползание откосов;
- дно полей испарения не имеет равномерного уклона, и поэтому не обеспечивается равномерное растекание воды;
- поля испарения эксплуатируются как один водоем, без разделения их на отдельные карты, что сильно затрудняет проведение ремонтно-восстановительных работ и осушение.
В основные задачи реконструкции полей испарения входит:
- устранение выброса в атмосферу дурнопахнущих веществ и распространения их на территории г. Атырау;
- расчистка (санация) дна полей испарения от иловых отложений техногенного происхождения в местах выпуска коммунальных сточных вод с целью улучшения экологических показателей водного объекта и окружающей среды;
- устранение тростниковой растительности и условий для ее произрастания, создающих пожароопасную обстановку в окрестностях Атырау. Как показало обследование территории полей испарения, покрытие поверхности тростниками составляет 90% площади водоема, а оставшиеся 10% представляют собой открытую водную поверхность;
- рациональное размещение и утилизация удаляемых иловых отложений.
Вкратце планируемая реконструкция будет выглядеть так: канал, идущий на поля испарения от ТОО АНПЗ, будет высушен, траншея будет засыпана 10-15-сантиметровым слоем песка, на который уложат новую трубу. Затем канал вместе с трубой будет засыпан землёй.
Что касается части самих полей испарения – верхний слой загрязненного грунта вывезут и утилизируют. Взамен будет засыпан новый слой чистой земли, на котором высадят нефтестойкие травы: овсяница луговая, тимофеевка луговая, овсяница красная, костер безостый, люцерна.
Предполагается, что в результате осушения полей испарения камышовая растительность высохнет, а затем будет запахана при проведении глубокой вспашки для создания более рыхлого верхнего слоя почвы.
«ЗАВОД, ПЛАТИ НАМ ЗА ВРЕД!»
Самой интересной частью любых общественных слушаний являются вопросы и предложения из зала.
От председателя ОО «Батыс Эко Коргау» Кали АУБЕКЕРОВА прозвучало довольно увлекательное предложение, обращённое к представителям АНПЗ:
- В советское время платили районные коэффициенты за вред. Почему сейчас населению Атырауской области не выплачивают компенсации от этого завода? Самое главное – это жизнь и здоровье человека, сколько можно уже терпеть?
Ответа, разумеется, не последовало.
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ОТ ЧЕРНОВОЙ
У руководителя Центра эколого–правовой инициативы Галины ЧЕРНОВОЙ вопросов было четыре, и как всегда они были огненными.
«Начнем с первого: почему в перечне трав, указанном в презентации, только пять наименований, хотя в вашем выступлении речь шла о семи? И ещё: раз не проведены испытания и изыскательские работы по приживаемости этих трав и по всхожести, как вы можете утверждать, что получите хороший результат? Завод бьется сейчас над тем, чтобы развить зеленую зону, хотя бы по периметру завода и территории, которая примыкает к Перетаске, и как мы видим, там до сих пор практически нет ничего.
Потом, вы допустили некорректное утверждение, что на полях испарения произрастает камыш. На самом деле вы показали тростник, а у них разные фильтрационные способности, поэтому будьте, пожалуйста, внимательнее.
Второй вопрос: почему вы утверждаете, что с полей испарения чувствуется только запах гнили? Факты – вещь упрямая! Станция 104 из 20 станций, установленных по городу за счёт средств Agip, свидетельствует о том, что оттуда идёт целенаправленное отравление всего города сероводородом. Откуда вы взяли гниль, когда у нас здесь пиковая ситуация по сероводороду?
Третий вопрос – относительно исторического загрязнения полей испарения. Когда мы участвовали в круглом столе, который проводил завод на своей территории, в схеме было показано, что поля испарения это некий «слоёный пирог». За 47 лет их эксплуатации образовалось серьезное техногенное загрязнение. Вы собираетесь снимать только верхушки по каналам. А что будет с остальным слоем, который никуда не денется? При высокой ветровой динамике, а у нас до 200 дней в году – ветреные, всё это поднимается в воздух, а мы ведь этим дышим. А вы хотите нам это историческое загрязнение оставить. Мы и так надышались тут! Нас не устраивает, что вы собираетесь снять загрязнение только по каналам, а остальные слои исторического загрязнения, которые тоже грозят нам рисками, даже не собираетесь трогать. Почему?
Четвертый вопрос: кто администратор проекта? Где посмотреть документацию по нему? И почему на этих общественных слушаниях практически нет представителей акимата? Хотя они в одной связке с заводом! Если они провалят строительство и введение КОС в эксплуатацию, то ваш проект (по реконструкции полей испарения) – это вилами на воде и красиво на бумаге!»
ЧЕТЫРЕ ОТВЕТА
На вопросы и замечания Г. Черновой попытались ответить вкупе представители АНПЗ и Казахского института нефти и газа.
Касательно слоёв полей испарения: чтобы переработать их все, потребуются неподъёмные средства и огромное количество времени. Поэтому будут браться только наиболее «повреждённые» участки, на которые будут высеяны 5 видов трав. По ходу их высадки станет понятно, какой вид наиболее приживаемый. Вообще в списке трав, которые высеиваются в таких случаях, – 20 видов, но все их сразу высадить невозможно. Вода для полива высаженных трав будет браться не из природных источников, а из специальных гидрантов, которые заложат в осушенный канал.
Касательно показаний станции 104: поля испарения находятся за заводом, поэтому если ветер направлен в сторону города, то происходит смешивание воздушных масс с полей испарения и самого завода, поэтому в воздухе присутствует запах сероводорода.
Отсутствие представителей акимата было объяснено тем, что одновременно с общественными слушаниями проходила заключительная в этом году сессия областного маслихата.
Реконструкция полей испарения пока находится на стадии проектирования.
Анастасия АЛЮШИНА
Фото Жансаи НАКИМЖАНОВОЙ (Фонд поддержки и развития «Тан»)