Атырау, 21 августа 10:08
Днём ясно+37, вечером +27
Курсы Нацбанка: $ 386.91  € 428.81  P 5.79

Бог дал художнику кисти и краски… и сварку

21 апреля 2011 в 22:32

Их родной город топило, но семеро смелых приехали на открытие вернисажа «Жазира Жайык», в очередной раз доказав – искусство всегда выше мирского. 15 апреля творческий центр «Акжелкен» открыл свои двери для уральских художников.

– Этот визит можно назвать ответным: в январе 12 наших мастеров кисти и мольберта ездили выставляться в Уральск, – говорит один из устроителей выставки Нурберген ДАУЛЕТОВ.

Теперь Атырау по традиции гостеприимства предоставил безвозмездно площади для вернисажа. Такого рода обмен и сотрудничество, надеются организаторы, укрепят отношения между художниками западного региона, дадут возможность сообща решать проблемы, ведь творческий кризис – это не единственное, что может угрожать искусству.

ЧТО ОН ХОТЕЛ СКАЗАТЬ

Откровенно говоря, самая большая проблема здешних художников – это равнодушие публики к искусству в целом и к отдельным творцам в частности. Вот и на этот раз народные массы состояли в основе своей из студентов, подозреваю, Малой академии искусств и местной творческой интеллигенции – тех же художников, проявивших кто искренний интерес к творчеству соседей, кто просто уважение к соратникам. И после формальной части открытия и небольшого фуршета толпа рассеялась чрезвычайно быстро, оставив после себя кучки фантиков и пустые пачки от сигарет… Увы. Между тем посмотреть было на что. Даже далёким от чистого искусства людям. Работ в стиле «ню» нет (и слава богу), но есть картины, раздражающие некоторых не меньше. Вот чем хороши открытия выставок, на которых присутствуют авторы? Тем, что есть возможность выразить своё «фи» прямо глядя в глаза, если вы не сторонник дипотношений, или же попытаться понять и стать выше, чем ты есть, задав вопрос живому творцу. Ведь вот он, во плоти, в здравом уме, твердой памяти и крепком теле (нынешние художники, к счастью, далеки от часто чахоточных и не всегда адекватных деятелей прошлого). Малевича-то ведь уже не спросишь, стукнув кулаком по столу, ну что ты хотел сказать своим черным квадратом?!

Словом, я воспользовалась случаем. Взять, к примеру, картину Мэлса ОТАРОВА «Аттын устендеге андар» («Животные на лошади»), выполненную в специфической манере обнаженные фигуры без явных признаков пола, с кожей пастельных оттенков голубого, зеленого, розового… Вполне себе люди под голубой луной. Не то чтобы возмутил меня ярлык, в конце концов человек всего лишь еще один биологический вид на этой планете, но вызвал недоумение: разве лошадь – не животное тоже?

– Лошадь здесь символ движения, быстротечности жизни, фактически – сама жизнь, а обнажившись, люди становятся так же естественны, как животные, становятся частью природы, кем и являются на самом деле, но внешние атрибуты как бы ставят между нами преграду. Мне захотелось её убрать, напомнить себе, кем мы являемся в действительности. Разноцветные они потому, что все мы, имея одну голову и по  паре ног и рук, всё равно очень разные…

Он внес ещё несколько поправок в моё непричёсанное восприятие, и до этого «просто странная» картина стала для меня удивительно понятной и близкой. Эврика!

СВАРЕНО С ОГОНЬКОМ

Фаворитом выставки стал Ергали БЕКЕШЕВ (на снимке), создающий свои работы методом дуговой сварки. Неожиданный жанр, но очень выразительный. Бекешев избегает формулировки «авторский метод», но несмотря на то, что даже «Рабочий и колхозница» сварены тем же методом, особенный, ярко индивидуальный почерк мастера очевиден. Основной материал в его изобразительном искусстве – это шлак, который образуется на поверхности сварного шва. Эта субстанция защищает металл в холодном состоянии. На вид она грубая, пористая, но именно эти особенности делают её художественно ценной в работах Бекешева. Они очень выразительны. Всего четыре скульптуры, но каждую можно рассматривать долго, обнаруживая за каждым изгибом новый ракурс и смысл. Несмотря на некоторую абстрактность форм или дисгармонию фигур, они очень прозрачны в отношении смысла – женская фигура, вознесшая на высоту только что рожденного младенца, лоно матери еще не затянуто, зияет пустотой, но она не чувствует боли. И радикально иная по смыслу работа, «Безвинный»– искалеченное, изломанное болью животное, продолжающее убегать от обидчика…

– Несколько лет назад в нашей области погибли несколько тысяч сайгаков. Этот факт настолько меня взволновал, что я на одном дыхании создал набросок к будущей работе, и хотя достичь точности формы при работе со сварочным аппаратом сложно, мне удалось передать основную мысль – мы убиваем беззащитных, безвинных, – говорит Е. Бекешев.

Собственно сваркой он занялся в 93-м году, причём вынужденно:

– Мы готовились к Наурызу, варили юрту, завтра – праздник, а мой сварщик в 6 часов бросил держак и ушел. Пришлось доваривать самому. Тогда я впервые ощутил, как плавится металл. Потом я начал строиться, и все металлические элементы варил сам, сначала простенькие, потом всё усложнял себе задачу. Но всё это было в практических целях.

Свою первую художественную работу он сделал 6 лет назад, но признание пришло довольно быстро: одна из работ Бекешева украшает астанинский сквер «Евразия».

Это довольно редкий тип художника, способного содержать своё искусство: Бекешев – успешный предприниматель, занимающийся творчеством для души. При этом ему помогает полученное когда-то классическое художественное образование.

ПРИВЕТ ОТ ПИКАССО

Отдана на выставке и дань «национальному колориту», для любителей петроглифов есть несколько работ в тенгрианской стилистике, куда ж без этого.

Для тех, кто Малевича не выносит и небо видит только в синем цвете, отдушина тоже найдется – значительная часть работ выполнена в классической или даже академической манере: портреты, натюрморты, пейзажи во вполне адекватном исполнении близки многим из нас. Прозрачность «подтекста» убаюкивает своей понятностью, и, стоя перед такой работой, приятно восхищаешься техникой, достоверностью и основательностью не всем доступного ремесла: «Вот это я понимаю – художник!» Но прежде чем обругать очередное дисгармоничное полотно с пятнами цвета и ассиметричными табуретками в главной роли, вспомните Пабло Пикассо, который создал свой целый параллельный мир, и сегодня вдохновляющий дизайнеров и художников. Он испытывал ужас перед гармонией и хорошим вкусом, а в пику своим критикам рекомендовал купить фотоаппарат: «Он даст вам точное изображение!» Хотя, наверное, важно то, что при всём при этом гений абстракции в совершенстве владел классическим рисунком.   

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото В. Истомина

P.S. Выставка продлится до 5 мая.

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

5368 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4