Недавно к моей родственнице обратилась ее подруга студенческих лет, с которой она и по сей день близко общается – с просьбой стать суррогатной матерью для нее и ее мужа. К слову, родственница замужем, у нее двое детей, и обращение подруги было скорее просьбой найти такую женщину. И вот мы стали искать суррогатную маму – оказалось, это очень непросто. Но давайте с самого начала.
Данагуль (имена изменены) в 22 года вышла замуж по большой любви, они с молодым супругом стали ждать появления первенца. Беременность протекала без особых осложнений, но вот на шестом месяце у Данагуль начались проблемы с почками, и ее направили в отделение патологии областного перинатального центра (она из района). В поездке она чувствовала движение плода – он бился сильнее, чем обычно. По приезде в Атырау ее сразу направили в операционную, дальше ничего не помнит. Проснулась через два дня вся опухшая, в синяках от инъекций, на системе. Данагуль ещё не знала, что во время операции ребенок умер, и ей удалили матку – муж не сразу решился сказать ей об этом. А ещё через несколько дней она узнала от врачей, что никогда уже не сможет родить.
Она плакала сутками, не могла поверить в это несчастье – ведь приехала в город на своих ногах, с ребенком в животе. В те тяжёлые дни главной поддержкой стал муж, который поклялся, что никогда ее не оставит, что всегда будет поддерживать, помогать, любить. И намерение Данагуль усыновить ребёнка получило полное его одобрение. Усыновили одного малыша, ещё через пять лет – второго. Сейчас дети уже ходят в школу, и приёмные родители их очень любят, но всё же очень хотелось и плода любви, зачатого от самого родного мужчины в её жизни. И тогда они стали собирать информацию о суррогатном материнстве, а потом приехали в Атырау и обратились в специализированную клинику – есть ли у них шанс на собственное дитя? Сдали все необходимые анализы, оказалось, что у нее еще есть возможность – в клинике взяли ее яйцеклетку и сперму мужа для дальнейшего искусственного оплодотворения. Оставалось найти женщину, которая согласилась бы стать суррогатной матерью, то есть выносить и родить их ребёнка. Долго искали, а в конце-концов снова помог интернет: они создали анкету на специализированном сайте и получили отклик из другого города. Встретились с этой женщиной, обговорили все детали, и теперь уже совсем скоро мечта воплотится в реальность.
«ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ДОГОВОР, А МЫ СВОЮ РАБОТУ СДЕЛАЕМ»
Мы обратились в атырауский филиал клиники «Экомед», где проводится экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), и задали вопросы на эту деликатную тему врачу-репродуктологу, медицинскому директору Гульсаре БАСАРОВОЙ.
- Начну с того, что суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют три человека: генетический отец - лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца; генетическая мать - лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери; суррогатная мать - женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребёнка, - говорит Г. Басарова.
Суррогатное материнство в Казахстане разрешено на законодательном уровне - статьи 54-59 Кодекса РК «О браке и семье» регулируют все его аспекты.
- Суррогатное материнство применяется, как правило , при удалённой матке или врожденных пороках матки. Что мы делаем - полностью обследуем пару, проводим диагностику, берем анализ на инфекции, на онкомаркеры. Параллельно такую же процедуру проходит и будущая суррогатная мать. Есть определенные требования, предъявляемые к сурмаме – возраст от 20 до 35 лет, удовлетворительное физическое, психическое и репродуктивное здоровье, и, что важно, уже имеющийся у неё свой здоровый ребёнок, - рассказывает Гульсара Жардемовна. – Если суррогатная мать состоит в зарегистрированном браке, то при заключении нотариально удостоверенного договора суррогатного материнства необходимо представить письменное согласие её супруга, так же заверенное нотариусом. И медицинская организация, применяющая вспомогательные репродуктивные методы, обязана вынести заключение об их применении с полной и исчерпывающей информацией об использованных для этого биоматериалах. Один экземпляр заключения прилагается к нотариально удостоверенному договору суррогатного материнства и хранится по месту совершения сделки. После всех этих процедур выносится решение – подходит ли женщина для суррогатного материнства? Если да, то идем дальше.
По словам врача, они получают эмбрион генетической матери, сперму сдает и генетический отец, в тот же день происходит оплодотворение в лаборатории, извлеченные оплодотворенные яйцеклетки находятся под наблюдением врачей в специальных инкубаторах, и через 3-5 дней медики получают эмбрион. День подсадки к генетической матери назначается с учётом её «благоприятных» дней. Перед манипуляцией женщина проходит курс процедур для поддержки иммунитета и гормонотерапию. В условиях стационара и после обезболивания при помощи эндоскопического инструмента происходит подсадка в полость матки одного или двух эмбрионов. Зачатие, как правило, происходит через 10–14 дней после этого. Всё это время продолжается приём гормонов. После истечения этого срока женщина сдает анализ, чтобы удостовериться, наступила ли беременность.
В нескольких европейских странах, таких как Франция, Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, суррогатное материнство запрещено законом.
Здесь, конечно, интересна психология суррогатной матери. Бывает, но очень нечасто, когда эту роль берут на себя родственницы, но в подавляющем большинстве случаев речь идёт о деньгах. В Казахстане ежемесячная «зарплата» в ходе вынашивания плода варьируется от 100 тысяч до 250 тысяч тенге, вознаграждение после родов - 3-5 млн тенге.
- Но врачи в эту сторону договора не вмешиваются, - сразу оговаривается моя собеседница. - Они сами заключают договор, мы лишь предоставляем все необходимые для этого документы. После родов генетические родители сразу забирают ребенка себе и оформляют на себя. Некоторые наши пациенты боятся, что суррогатная мать может сразу или через какое-то время потребовать ребёнка себе, но если все документы оформлены правильно, то это исключено – никакой суд такого иска не примет.
В январе 2017 года Совет улемов при Духовном управлении мусульман Казахстана.вынес фетву, осуждающую суррогатное материнства как противоречащее шариату. Две главные ветви христианства - православная и католическая церкви – так же осуждают вынашивание оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, считая это «греховным деянием».
ПСИХОЛОГИЯ И НЕ ТОЛЬКО
По словам Гульсары Жардемовны, в нашем регионе к услугам суррогатной матери прибегают довольно редко, больше речь идёт об экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) «в пробирке» - но практически во всех случаях клиника срабатывает успешно. Затронула она и ещё одну тему:
- Нам могут потребоваться разного рода справки из поликлиники по месту жительства, а там иногда просто не понимают, о чём идёт речь, отправляют пациентов обратно. А пациенты ведь и так волнуются, всё воспринимают близко к сердцу – даже очереди в поликлиниках. Поэтому с ними надо обращаться по-особому, мы ведь уверяем, что они станут родителями, что у них есть шанс, а там они слышат совсем другое и могут впасть в депрессию.
- А какие ещё риски, кроме психологических, имеются в этой программе?
- Всё может быть – выкидыш, неразвитие эмбриона, преждевременное излитие околоплодных вод, недоношенная беременность. 100-процентной гарантии нет, но есть поддерживающие препараты, которые вводятся после подсадки эмбриона, к тому же женщина все время под наблюдением врачей, если имеются патологии – проводится своевременное лечение.
- При ЭКО часто рождаются двойняшки. При суррогатном материнстве то же самое?
- Если нет противопоказаний, можно подсадить два эмбриона. Но если сурмама против, то только один.
- Возможно ли узнать заранее генетические отклонения у плода?
- Проводится предимплантационная генетическая диагностика эмбриона - если не выявится никаких отклонений, то ребенок родится здоровым. Но эту диагностику мы проводим не всем, только по специальным показаниям (возраст, наследственные заболевания и т.д.).
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА