– Мой отец пропал без вести в войну, но недавно мне пришло письмо, в котором сообщается, что он якобы выжил, осел в Чехословакии и нажил состояние, которое я могу унаследовать.
– Каков размер состояния?
– Девятьсот сорок тысяч евро.
Я чуть не подпрыгнула с трубкой в руках. Но сразу успокоилась, когда Анна Михайловна Трифонова пояснила:
– А меня просят оплатить почтовые расходы – 40 евро.
Почтовое уведомление на фирменном бланке некоей организации SPPMI (Sdruzeni Pravni Podpora Mezinarodnich Iniciativ) сообщало, что наследодатель-однофамилец Анны Михайловны скончался в Праге год назад, оставив после себя имущество, ценные бумаги и банковский депозит. Прямых наследников нет, завещания не оставил. «Согласно требованиям международного права предприняты попытки поиска наследников по месту его рождения. Мы получили информацию, что наследодатель до 1941 года проживал в Казахской ССР, оттуда был призван на фронт, попал в плен, считался без вести пропавшим».
Вести от отца Анны Михайловны перестали приходить после того, как он попал на Сталинградский фронт. По ее убеждению, всё говорит за то, что он погиб в этой кровавой мясорубке. Формально он считался пропавшим без вести, хотя семье солдата ясно дали понять – надежд нет.
И всё же если допустить (теория вероятности!), что отец Анны Михайловны остался жив, на момент указанной в уведомлении даты ему было бы 98, для людей той эпохи дожить до такого преклонного возраста – не редкость. Да и не позаботиться о завещании вполне допустимо. Причины могли быть какие угодно…
– Бывают же чудеса, – говорю Анне Михайловне, – и вдруг вы и вправду разбогатели…
– А сорок евро?! – возвращает меня на землю Анна Михайловна, само воплощение благоразумия и здравомыслия.
Приходится смириться и признать – коробит от в целом пристойного письма не только в этом месте. На раздумья без пяти минут миллионерам – аналогичное письмо пришло и дочери Анны Михайловны, и их обеих, кстати, просили держать этот факт в строжайшей тайне, причем даже друг от друга – дали три дня. Особенно умиляет забота о сохранности сбора – в конце сенсационного текста мелким шрифтом предлагается метод отправки денег – «поместите их в конверт среди прочих бумаг и во избежание хищений при почтовой доставке убедитесь, что деньги при просвечивании конверта не видно…». И по всем правилам морального воздействия – контрольный выстрел: «Автоматически вы будете исключены из списка потенциальных наследников в случае несоблюдения условий, изложенных в настоящем уведомлении». И размашистая подпись Уполномоченного представителя SPPMI в Казахстане Станислава Ладека.
ДВЕ СТОРОНЫ ИНТЕРНЕТА
Sdruzeni Pravni Podpora Mezinarodnich Iniciativ – SPPMI – со словацкого (спасибо великому и могучему гуглу) переводится как Союз или Ассоциация поддержки международных правовых инициатив. Никаких сведений о «представительстве SPPMI в Казахстане» и даже о SPPMI в Чехии в интернете нет, как и нет упоминаний о Станиславе Ладеке. Обратный адрес на уведомлении – абонентский ящик в Алматы.
Зато Инет – серьёзное подспорье циничным мошенникам в поиске и обнаружении людей, все еще числящихся «пропавшими без вести». Данные об отце Анны Михайловны я забила в поисковике сайта memorial.ru, созданного в помощь тем, кто ищет родных и близких, пропавших и пострадавших в годы репрессий и войны. Уже через пару часов модераторы сайта вывесили: «Трифонов Михаил Осипович. Дата рождения 1912. Дата и место призыва 1942 Баксайский РВК, Казахская ССР, Гурьевская обл., Баксайский р-н. Красноармеец, пропал без вести 01.1943».
То есть при определенной сноровке найти потенциальных «наследодателей», равно как и «наследников», не составит особого труда.
– Однозначно мошенничество! – не сговариваясь, отрезали оба моих собеседника, которым я рассказала об этом деле. И сразу же предложили Анне Михайловне и ее дочери прийти к ним с заявлением.
Начальник управления криминальной полиции ДВД Атырауской области Амандык МУКАШЕВ и начальник Управления внутренних дел города Атырау Серик ЕРБУЛЕКОВ в своей практике с такими письмами о наследстве ещё не сталкивались, но сомнений в их оценке не имеют.
– Подозрения в преступности намерений не подтверждены, потенциальные жертвы в переписку не вступали, денег не отсылали, вы примете такие заявления?
– Примем и будем искать, пусть идут.
НЕ ХОДИТЕ, ЛЮДИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ
По словам полицейских, такого рода преступления особенно распространены в интернете. Так называемые «нигерийские» письма, или спам, массово рассылаются в сети начиная с середины 1980-ых. В 2005-м нигерийским спамерам была присуждена даже Шнобелевская (антинобелевская) премия по литературе, так как сюжетные перипетии некоторых из них способны переплюнуть болливудские мелодрамы. Вдруг умершая тетушка-завещательница в Европе с многозначным счетом в банке – это ещё самая невинная фантазия. Выигрыш в лотерею (без покупки билета), кредиты без процентов и залогов, посреднические услуги в многомиллионных операциях по выводу денег из неблагополучных стран... Другой распространённый вариант – письма якобы от работника банка или чиновника, узнавшего о недавней смерти очень богатого человека «с такой же фамилией», как у получателя письма, с предложением оказать помощь в получении денег с банковского счёта внезапно почившего. Или предложения из мнимых агентств по найму о вакансии за рубежом (но перед выездом надо оплатить разрешение на проживание и работу) и с сайтов знакомств, где африканские принцессы просто умоляют вас жениться на них и стать обладателями их сказочных королевств…
В последнее время особенно распространены письма о пожертвованиях, причем настолько реалистичные, подкрепленные копиями из диагностических центров, с фотографиями «жертв заболевания», как правило, детей со взглядом Кота из «Шрека». Недавно одно из таких облетело всю сеть, «взорвав» мозг многим – даже закаленные спамом дрогнули, сглотнули ком в горле от жалости и потянулись к кошелькам… Но уже через пару часов служба безопасности одного из банков выяснила, что это очередное «нигерийское»… Именно последнее из всего разнообразия афер раздражает больше других: дети и желание помочь им настолько чисты, но из-за подобных примеров этот почти инстинктивный импульс слабеет во многих сердцах. Мошенники используют для отправки писем прокси-серверы различных стран, и отследить, откуда направлены письма, практически невозможно. Поэтому будьте бдительны, когда получите привет из Африки. А то, помню, года два назад один из знакомых, новичок в Инете, ходил по офису едва касаясь пола. Когда мы узнали причину его крайней взволнованности, попытались тактично объяснить, что такое спам. Надо было видеть его лицо…
С ИНОСТРАННЫМ НАСЛЕДСТВОМ НАМ ПОКА НЕ ВЕЗЕТ
Председатель областной нотариальной коллегии Гульнар МАСАТОВАв своей десятилетней практике с делами о передаче наследной массы из-за рубежа не сталкивалась:
– В нашей области о подобных нотариальных делах я не слышала, поэтому даже не могу точно описать механизм процедуры».
Понятно, что нет прецедента – нет опыта.
Что говорит по этому поводу теория?
В международной практике формальные отношения между усопшим наследодателем и потенциальным наследником определяет только суд. То есть надо доказать степень родства и право на наследование. Причем, согласно законам той страны (штата, провинции, земли и т. д.), где почил наследодатель.
В отличие от наших законов, практически во всем мире получение наследства – процедура судебная, а не нотариальная. Поэтому в такого рода делах заполнением анкеты по почте обойтись сложно, как правило, такие дела доверяют иностранному адвокату, знакомому и с языком, и с процессуальными тонкостями страны. Наделенный доверенностью адвокат отправляет документы своим иностранным партнерам, и те начинают судебное дело. То есть тремя днями по любому не обойтись. Поэтому тысячу раз права была Анна Михайловна, трезво сохранив для своего скромного пенсионного бюджета 40 евро.
И все-таки жаль, ах, какой можно было бы замутить заголовок к материалу о миллионном наследстве…
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Из Википедии: Нигерийские письма – распространённый вид мошенничества, получивший наибольшее развитие с появлением массовых рассылок по электронной почте (спам). Названы так потому, что особое распространение этот вид мошенничества получил в Нигерии, причём ещё до распространения интернета, когда такие письма распространялись по обычной почте. Значительную роль в распространении нигерийских писем играли молодые студенты или выпускники нигерийских университетов, не нашедшие надлежащей работы. Позже жанр распространился и на другие африканские страны, а также города с большой нигерийской диаспорой (Лондон, Амстердам, Мадрид, Дубай). Нигерийские письма отправлялись, в частности, и от имени личного секретаря Ходорковского. Если получатель письма отвечает мошенникам, ему посылают несколько документов. При этом используются подлинные печати и бланки крупных фирм и правительственных организаций. Если получатель согласится участвовать, у него постепенно выманиваются крупные суммы денег якобы на оформление сделок, уплату сборов, взятки чиновникам, а потом и штрафы. Хотя уже много лет в средствах массовой информации детально объясняется механизм мошенничества, массовость рассылки приводит к тому, что находятся всё новые и новые жертвы, которые отдают мошенникам крупные суммы денег.