Недавний фестиваль «КөрпеFest» собрал в Атырау многих известных рукодельниц нашего региона. Корреспондент «АЖ» побеседовала с одним из организаторов фестиваля – этнодизайнером, лауреатом премии Президента РК «Алтын сапа» Ырзой ТУРЗЫНЗАДОЙ и узнала для себя немало интересного о могучих смыслах казахского орнамента.
- Сегоднялюди не придают особого значения орнаменту на предметах для приданого своим дочерям. А зря. В старину каждый узор нёс свой смысл, этот смысл читается и сегодня, - начала Ырзаапай. –Например, в своё время в казахской степи девушка через несколько дней после замужества отправляла своим роднымподарки, среди которых обязательно был белый платок с вышитым ею орнаментом. По этому платку родители многое могли понять о том, как их доченьке живётся в новой семье.
Я считаю, что при подготовке к свадьбе дочери мы не должны забывать наследие наших предков. Например, если вы будете заказывать одеяло, я бы посоветовала вышить на нём орнамент «Кошкар-мүйіз» (бараний рог). Наличие большого количества скотины во дворе или на джайляу означало, что хозяева богаты, то есть это символическое пожелание процветания обеим семьям. То же значение имеет орнамент «Кырыкмүйіз» (сорок рогов) – это множество переплетающихся между собой рогов внутри квадрата или круга. Такие узоры применяются не только на одеяле, но и на войлочном ковре, одежде, а также в архитектуре.
К сожалению, сегодня при подготовке приданого практически забыто көрпе для сватьи (құдағай-көрпе). Раньше казахские женщины поклонялись женскому божеству Умай-ана и просили у неё благополучия в семьеи здорового ребенка. Это тоже наша история. Мама, которая выдает дочь замуж, дарит құдағай-көрпесвоей будущей сватье с пожеланиями, чтобы у девушки в новой семье всё было хорошо, а это как раз во многом зависит от матери её избранника.
- Вы так много знаете о полузабытых традициях наших предков в вышивании, и сами изготавливаете вещи, проникнутые этим духом. А как вы пришли к этому?
- Это у меня от мам и бабушек в ауле. Летом сидя на топчане, зимой расположившись около печи, женщины всегда что-то шили. Особенно красиво и ровно выводили разные орнаменты и узоры. У мамы моей это очень хорошо получалось. Я была очарована этим филигранным рукоделием и многому у мамы научилась. Вообще-то я росла среди братьев, и характер у меня скорее мужской, но вот делом своей жизни избрала такое чисто женское и очень красивое искусство. В какой-то момент подумала: а почему наши женщины почти его утратили? И начала заниматься его распространением. Вначале мне говорили «ой, да кому это сейчас надо?», но после объявлений в соцсетях желающих набралось достаточно много. Три года проводила бесплатные мастер-классы для женщин в самых отдаленных сёлах. Держать иголку можно научиться в любом возрасте.
- Каковы перспективы развития казахского традиционного рукоделия, в том числе рыночные?
- Людям нравятся вещи, которые напоминали бы родной аул, бабушек и дедушек, указывали на исторический казахский быт. Поэтому и на рынке есть спрос. У меня, конечно, уровень немножко другой, и цена разных одеял, например, может варьироваться от 35 тысяч тенге до 2 тысяч долларов (для иностранцев), но сейчас достаточно многие казахские женщины шьют традиционные вещи на дому и неплохо зарабатывают для своей семьи. Көрпе, например, продают за 25тысяч тенге, полный комплект приданого – за 120-150 тысяч. И не надо арендовать помещение, нет рабочего регламента, нет начальства, работаешь спокойно дома рядом с детьми. По-моему, это очень хорошо.
Асем БОЛАТКЫЗЫ
Фото автора