Никто тогда не знал, что из десятерых детей именно ей – пятому ребенку – жизнь подарит ту самую неудержимую силу воли, энергию и жизнелюбие, которыми больше никто из детей обладать не будет. Волею судьбы все эти необыкновенные качества будут вложены в крошечное, измученное тело. И тем не менее вся семья считает её своей опорой. А соседи уважительно говорят, завидев вдалеке её сутулую фигурку: “Да, Жания РЫСКАЛИЕВА – настоящий кремень”.
Жания родилась здоровеньким и счастливым ребенком в семье известного всем степнякам Исатайского района табунщика Амандыка и его красавицы жены Асилы. Только спустя два года родители стали замечать некую нескладность в фигуре своей любимой дочери. Тогда ещё о таком заболевании как «спондилит» никто не знал. Местные знахарки успокаивали плачущую мать маленькой Жании: подрастёт –выпрямится.
Жания подросла. Однако не так, как окружающие её братья и сестры. Несмотря на необыкновенную рассудительность и пытливый ум, который отчетливо читался в глазах, тело её с каждым годом сгибалось, как будто под тяжестью какой-то невидимой ноши. Со временем девочка и сама стала замечать, что отличается от других детей. Но благодаря мудрости своих родителей, которые, как могли, оберегали дочь от косых взглядов, она стала хорошим человеком, без озлобленности на все человечество и жалости к себе.
БЕЗ ПРАВА НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ
Трудности маленького человека в мире больших Жания испытала в 9 лет, когда покинула отчий дом и уехала учиться в школу-интернат №2, которая находится в селе Тандай Махамбетского района.
Поначалу интернатские девчонки подшучивали за спиной, но до откровенной грубости никогда не опускались.
– Да и время было другое, –рассказывает Жания апа. –Совсем скоро у меня появились подружки, и как-то и они, и я перестали замечать отличия. Я была, как и все, обычной девчонкой.
Шли годы, у подружек стали появляться женихи, а у Жании – горб. Не трудно себе представить, что тяжело и горько было Жание наблюдать, как стройные и статные подружки-хохотушки то и дело крутились перед зеркалом и украшали себя брошами и бусами. Парни кидали на тихоню Жанию косые взгляды или вообще предпочитали на неё не смотреть...
Семью она так и не создала.
БЕЗ СВОЕГО ДЕЛА Я БЫ ПОГИБЛА
Зато она стала влиятельной. Пока сестрёнки и подружки занимались семьей и детьми, Жания рискнула заняться бизнесом.
– Да, жизнь инвалида тяжела. Нужно регулярно проходить обследование, пить лекарства, соблюдать постельный режим, наблюдая в окно за жизнью других людей. Но я ведь не из таких, верно? В 1993 году мне поставили II группу инвалидности, я тогда работала оператором в областном потребсоюзе, – вспоминает Жания апа. – Начальник меня вызвал в свой кабинет и, пряча глаза, попросил уволиться по собственному желанию. Правила тогда были такие. В тот день я пришла домой и долго-долго не могла поверить, что теперь эти четыре стены – моя жизнь...
На следующий день Жания пошла на вокзал и купила билет до Алматы. Назад в Атырау она вернулась с огромными сумками, полными дешёвой одежды и обуви.
– Через год я купила себе однокомнатную квартиру, ещё через два – поменяла её на двухкомнатную и приютила свою младшую сестру с мужем и двумя детьми, – рассказывает Жания апа. Сейчас у неё в Кульсары есть свой бутик модной одежды.
Миниатюрной business-women (рост 120 см) 54 года. Бизнес приносит свои доходы. Сестра воспитывает детей дома, следит за модными новинками и создаёт для Жании красивые деловые наряды, ведь в магазинах для её необычной фигуры ничего нет.
– Несмотря ни на что, я не считаю себя несчастной. Зачастую это просто миф, который окружает всех инвалидов, – признается Жания апа. – У меня есть мечта купить себе машину, есть семья – сестра с её мужем и детьми. Я всегда чувствую, что я востребована. А когда все те люди, которых я люблю, улыбаются мне и здоровы, то я чувствую – это и есть мое счастье! Путь к нему довольно прост – никогда, ни при каких условиях себя не жалеть, принимать жизнь такой, какая она есть, и радоваться, что ты живешь на земле.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото В. Истомина