Атырау, 25 декабря 10:33
 облачноВ Атырау 0
$ 515.89
€ 536.32
₽ 5.17

Аким, узбеки и аптека

7 352 просмотра

В «АЖ» с жалобой на акима Индерского района Жангельды Рахметкалиева обратились частные предприниматели из Индерского района Керимбай САБЫРГАЛИЕВ и Сунгат ИЗБАСАРОВ. Они утверждают, что аким постоянно вмешивается в их предпринимательскую деятельность.

 

По словам Керимбая Сабыргалиева, проблемы начались в 2009-м году, когда  Ж. Рахметкалиев стал акимом района. Дело в том, что Сабыргалиев является владельцем центрального рынка «Талап», а аким, судя по его действиям, твёрдо вознамерился отобрать рынок у его нынешнего владельца. А затем, по весьма упорным слухам, передать эту территорию некоему чиновнику областного масштаба для последующего строительства супермаркета.

 

КРАЙНИМИ ОКАЗАЛИСЬ УЗБЕКСКИЕ ТОРГОВЦЫ

Началось всё это 4 ноября 2009 года. Тогда решением акима района Ж. Рахметкалиева была создана комиссия, которой было поручено вернуть в государственную собственность принадлежащий ТОО «Дулат» земельный участок, на котором собственно и располагается рынок «Талап». Однако справиться с этим заданием комиссии не удалось. После этого начались преследования торговавших на рынке узбеков. Нет, власти не стали заниматься визовой проверкой, а просто «попросили» узбекских торговцев перебраться на другой индерборский рынок, «Жас улан». Но те уперлись. И тогда проблема была решена радикально: узбеков с помощью миграционной полиции заставили вообще убраться из посёлка. В результате этой «депортации» значительно выросли цены на товары. По этому поводу местные жители пишут в редакцию «АЖ» до сих пор. Затем районное УГСЭН подало в межрайонный экономический суд иск о закрытии рынка «Талап» в связи с его антисанитарным состоянием.  Суд вынес решение о закрытии рынка на месяц, однако решение не вступило в законную силу, и судебные разбирательства продолжаются по сей день.

– Исчерпав все средства, аким района во время очередного заседания в своем рабочем кабинете в присутствии других людей откровенно потребовал передать рынок в его распоряжение. Это было уже чересчур, этот поступок чиновников, которые по долгу своей службы должны вроде бы заботиться о благе народа, я воспринял не только как попрание прав частного предпринимателя, но и как манипулирование судьбами сотен человек, занятых на этом рынке, – говорит К. Сабыргалиев.  

А гонения тем временем продолжились по другим направлениям. Затеял было Сабыргалиев строительство нового пункта по убою скота, но тут как тут письмо начальника районного отдела сельского хозяйства от 2 февраля 2010 года о том, что после неоднократных замечаний акима района Ж. Рахметкалиева отделом принято решение о переносе пункта в другое место. После этого предприниматель был вынужден приостановить строительство скотобойни. А банк потребовал возврата выделенных на расширение бизнеса средств.

 

НОЧЬ. АПТЕКА. «НУР ОТАН»  

Житель села Бодене Индерского района Сунгат Избасаров (на снимке) специально переехал в райцентр, чтобы открыть своё дело. Глава семейства и не предполагал, к какой большой шумихе приведёт его затея.

14 сентября 2010 года вышло решение акима поселка Индерборский о выделении частному предпринимателю С. Избасарову земельного участка под строительство аптеки. А 17 сентября, согласно заключению районной комиссии по определению законности выделения земельных участков, С. Избасаров был наделен правом собственности на земельный участок площадью 0,0049 га по проезду Ондасынова. Следует отметить, что под документом стоят подписи председателя комиссии – первого замакима района Асылбека Сарсенгалиеваи пяти членов комиссии.

Получив эти документы, частный предприниматель тут же приступил к строительству. Но, когда уже вовсю шли кровельные работы, неожиданно разгорелся скандал. По утверждению Избасарова, хотя аким района и не появлялся на объекте лично, но вдруг стал утверждать, что здание портит архитектурный облик поселка.

Здание будущей аптеки располагается аккурат перед районной поликлиникой, рядом с остановочным павильоном. И тут не совсем понятно: действительно ли нарушала будущая аптека презентабельный вид поселка, или кто-то и здесь позарился на столь лакомый земельный участок. Во всяком случае началось давление. Причём с привлечением политических сил. На внеочередном заседании бюро НДП «Нур Отан» были рассмотрены персональные дела и. о. начальника районного отдела земельных отношении К. Багынова иначальника районного отдела архитектуры и градостроительства К. Нугымановой(свояченица Избасарова), якобы незаконно выделивших участок под строительство аптеки. Было предложено освободить их от должностей, а заместителю акима района А. Сарсенгалиеву было поручено снести аптеку и вернуть земельный участок в госсобственность. Избасаров обратился в межрайонный экономический суд и отступать от своего не намерен. 

– Как только потеплеет, продолжу строительство, – говорит С. Избасаров. – Меня возмущают действия акима, который превратил небольшой клочок земли в «яблоко раздора». Из-за этого, начиная с прошлогоднего октября, моя предпринимательская деятельность приостановилась. У меня четверо детей, мы продали свой дом в родном селе, здесь снимаем жилье. Сейчас мы всецело зависим от скудных средств, поступающих от небольшого бизнеса супруги. Меня удивляет позиция районного акимата, который чинит преграды тем, кто хочет открыть свое дело. Ведь это противоречит политике нашего президента.

 

«БЕНЕФИС» АКИМА

Акиму района Жангельды Рахметкалиеву явно не понравился разговор, который мы завели, в частности, по поводу письма в «АЖ» от К. Сабыргалиева:  

– Почему они не обращаются к нам, а сразу в прессу? Пусть не подливают масла в огонь, мы сами разберёмся. Рынок «Талап» – худший в области. Он в антисанитарном состоянии, мусор не убирается, на территории можно встретить и мышей, и кошек, и собак. Владелец рынка задолжал ТОО «Келбет» 250 тысяч тенге. Если предприниматель построил рынок, то он должен исправно работать для народа. Сейчас идёт судебный процесс, который всё расставит на свои места.

– Почему прогнали узбеков? Люди жалуются, что теперь не могут найти на рынке разную бытовую мелочь, стройматериалы. Согласитесь, не каждый может поехать за этими материалами за 180 километров в Атырау.

– А зачем нам узбеки, зачем нам египтяне? У нас вообще сложились неверные представления о них. Когда это казахи и узбеки были солидарны? Они вели у нас торговлю вопреки закону.

– Чем вызвано решение акима поселка о переводе узбеков с «Талапа» на рынок «Жас улан»?  

– Этого я не знаю. Спросите у него.

– А почему не изгоняют узбекских граждан из областного центра, из других городов республики? Разве законы о ведении торговли не едины для всех?

– Ты почему всё время подкалываешь меня?!

Рассвирепевший Рахметкалиев схватился за установленный на столе диктофон. Затем вызвал охранников, юрисконсульта и начал угрожать. Поняв, что мне не совладать с разбушевавшимся акимом, я была вынуждена покинуть кабинет. Самое обидное то, что остались без ответа многие, давно уже назревшие, но так и не заданные, вопросы.

Ляззат КАРАЖАНОВА

Фото С. Тойкен

 

Из беседы с начальником Индерского отдела архитектуры и градостроительства Кульжан НУГЫМАНОВОЙ: «Именно аким района Жангельды Рахметкалиев пригласил меня на работу в отдел архитектуры. Вначале всё было нормально, но вскоре он почему-то стал на каждом собрании говорить в мой адрес: «Ты ничего не умеешь, не можешь работать, зря я тебя вызвал». Не знаю, с чем это связано. Может, с водоочисткой? Аким настаивал, чтобы я подписала акт приемки водоочистного сооружения на мембранной основе стоимостью в 550 миллионов тенге, возведенного в поселке Индерборский. А объект на самом деле не был готов. Летом прошлого года мы произвели пробный пуск, но сразу несколько деталей сгорели, и ВОС вышло из строя. Я отказалась подписывать, потому что понимала, что дело пахнет судом. Тогда аким района стал угрожать: «Не подпишешь – пиши заявление и уходи, не то я добьюсь увольнения по статье за твои махинации с аптекой». А там не было никаких махинаций, всё по закону.

От всего этого у меня резко подскочило давление, пришлось уйти на больничный. Теперь аким снова пугает меня: “Я могу сделать так, что тебя больше нигде не примут на работу”. После этого о каком желании работать может идти речь? Но я хочу предупредить, что я не сдамся и не оставлю свою работу».

31 марта 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.