Медицинские организации Атырауской области задолжали ТОО «СК - Фармация» более 658 млн тенге за лекарственные средства и медизделия. Я попросила министра здравоохранения РК Елжана БИРТАНОВА прокомментировать эту ситуацию на неформальной встрече с представителями СМИ в здании Атырауского высшего медицинского колледжа.
Главной темой встречи было грядущее в 2020 году внедрение системы ОСМС. Это очень важное для всей страны событие. Те, кто начал работать в нулевые, могут и не знать, что в Казахстане уже была попытка введения обязательного медицинского страхования в 1996-1998 годах. Надо сказать, неудачная. Руководитель ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) в 1998 году скрылся за пределами Казахстана, позже его обвинили в краже средств фонда и заочно приговорили к лишению свободы. Остаётся надеяться, что вторая попытка будет более удачной.
На сегодня поступления в фонд составили около 215 млрд тенге, в том числе 13 млрд – из Атырауской области. Министр рассказал, что государство не собирается самоустраняться и будет продолжать вкладывать средства в здравоохранение. Если в этом году на медицину направили 1 трлн тенге, то в следующем планируется 988 млрд тенге, то есть ненамного меньше. За счет государства медицинские услуги будут оказываться 15 категориям граждан - инвалидам, пенсионерам, беременным, детям, военнослужащим и др., по стране это 11 млн человек.
Дополнительные поступления от работодателей позволят расширить спектр предоставляемых медициной услуг, в стандартный набор страховки войдут дорогостоящие процедуры КТ и МРТ, консультации узких специалистов; расширится список бесплатных лекарств. Тарифы на медуслуги будут повышаться, это позволит привлечь в ОСМС частные клиники. Зарплату врачам тоже планируется поднять - сначала на 30%, а к 2025 году – уже в три раза. В пилотном режиме проект запущен в Карагандинской области, на примере которой можно заранее «прощупать» уязвимые места новой системы.
По словам министра, с 1 января 2020 года будут параллельно работать 2 пакета: ОСМС и ГОБМП. Правда, бесплатный пакет станет «тоньше», часть услуг из него перейдет в пакет ОСМС, например плановые операции. Главное, что интересно было узнать - даже если пациент нигде не застрахован, он все равно будет получать определенный перечень услуг бесплатно - в него входят первичная медико-санитарная помощь, консультация узких специалистов по направлению, скорая медицинская помощь и санитарная авиация, стационарная помощь, прививки и т.д. ОСМС открыт для частных клиник, и они при желании могут оказывать услуги в рамках фонда страхования. А пациент может выбирать, в какую клинику ему обращаться. При этом стоимость по стране будет единой и фиксированной для каждой услуги. Возможно, частные клиники где-то проиграют в цене, потому что у них услуга могла бы стоить больше, но зато они будут твердо уверены в притоке пациентов.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ ДА КРУПНЕЕ
Биртанов в очередной раз разъяснил стремление министерства объединить и укрупнить стационары. Рентабельность больших больниц намного выше. Самое дорогое в любом стационаре это операционная, реанимация и лаборатория. А койки – это просто места, которых может быть сколько угодно. В Казахстане сегодня количество больниц на душу населения в 2-3 раза больше, чем в развитых странах. Средний размер наших стационаров - 140 коек, 2 года назад было 110 коек, в то время как в Турции - 700, а есть и больницы на 2-3 тысячи койко-мест. У них в областном центре всего одна больница, где есть все отделения: педиатрия, психиатрия, онкология, инфекционное и т.д. Всё работает за счет частных инвестиций. Один главный врач. В наших больницах у каждого главврача по три заместителя, отдельная бухгалтерия.
- Больницы нужно укрупнять, чтобы сократить расходы на администрацию. Специалисты раскиданы по больницам, в итоге их не хватает. Но самое главное, профильные больницы «заточены» на один профиль, сочетанные патологии они не лечат. В роддома закачаны большие средства, специалисты подготовлены, но они профи в родовспоможении, а если в процессе у женщины отказывают почки или возникает тромбоэмболия, анестезиологи-реаниматологи теряются - тут нужны хирурги по другому профилю. Гемодиализ тоже находится в другом стационаре, приходится везти пациентку туда, – говорит Е. Биртанов.
В этот день он побывал в областном кардиоцентре и рассказал о своих впечатлениях. По его словам, за кардиохирургию государство переплачивает по всей стране. Кардиоцентры завышают себестоимость операций, так как за счет кардиохирургии главные врачи содержат другие блоки. Понятно, почему все хотят заниматься высокими технологиями - там высокие расходы, за счет которых они поднимают другие отделения. Это общая проблема, решить которую поможет тотальная цифровизация системы и укрупнение стационаров.
ДОЛГИ ПО ЦЕПОЧКЕ
Что касается задолженности медучреждений за лекарства перед «СК - Фармация»:
- Нужно следить, куда они тратят деньги. Процесс выглядит так: медучреждения лечат больных, фонд им заранее дает деньги. Грубо говоря, мы даем им 100 млн, а из них 40 – на лекарства. И они должны свой долг перед «СК – Фармация» погасить. Понятно, что по разным причинам случаются просрочки и задолженности: кто-то решил направить эти деньги на оплату коммунальных услуг, кто-то стенды заказал. В итоге лекарства не оплачены. Мы говорим, что лекарства нужно погашать регулярно, потому что деньги идут по цепочке: фонд платит больницам ежемесячно, они должны «СК – Фармация», она - заводам. Самое опасное, что медучреждения порой заказывают лишние лекарства. И потом с ними уже ничего не сделаешь. Сейчас на медучреждениях «висят» излишки лекарств на 20 миллиардов тенге. Это результат неправильного планирования. В прошлом году на 26 миллиардов пришли отказы: сначала медучреждения сделали заказ, пришли заявки за подписью заместителей акимов областей, а потом стали отказываться. Мы успели отказаться от покупки лекарств на 14,5 млрд тенге, а остальные - на 12 млрд - остались переходящим остатком. За счет цифровизации процесса, я думаю, мы устраним эту проблему уже в ближайшее время.
Он также рассказал, что государство по-прежнему будет оплачивать закуп лекарственных средств на лечение социально значимых заболевания: туберкулез, онкологии, психиатрия, диабет и т.д. Сейчас тратится около 200 млрд тенге – 100 на закуп лекарственных средств в стационары, 100 на амбулаторную выдачу бесплатных лекарств. Теперь будет тратиться уже где-то 300 млрд: 100, как прежде на больницы, 200 на амбулаторном уровне. То есть перечень выделяемых бесплатно лекарств будет расширен. Ставится задача охватить таким образом если не 100% всех выписываемых врачами лекарственных средств, то хотя бы 80%.
НЕ ГОНЯТЬСЯ БЫ ИМ ЗА ДЕШЕВИЗНОЮ
Качество выдаваемых лекарств вызывает нарекания у пациентов, многим они не подходят. В итоге государственные деньги уходят впустую, а пациенты вынуждены покупать нужное средство на свои деньги.
- Хотелось бы приобретать все варианты лекарств, одного только «Ибупрофена» выпускается 12 видов. Понятно, что мы берем самое дешевое. Со следующего года вводится новая система: если вам не нравится ибупрофен, который мы предоставляем, вы можете пойти в аптеку и взять другой, доплатив разницу. Это очень не простая система, требует серьезного учета, мы над этим работаем, – говорит Е. Биртанов.
Журналисты подняли вопрос недостатка полномочий Комитета по контролю над качеством и безопасностью товаров и услуг. Несмотря на громкое название, контрольных функций у комитета маловато.
- Согласен. Тот же областной перинатальный центр они могут проверять всего два раза в год. В парламент внесен проект закона, в котором есть предложения по усилению функций государственного контроля, в том числе разрешение на внеплановый контроль объектов по санитарной безопасности, – ответил министр.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото и видео автора