«Куплю старые сайгачьи рога» —это объявление, намозолившее глаза не только атыраусцам, но людям во всех городах нашей необъятной страны, теперь вне закона.
Две недели назад председатель Комитета лесного и охотничьего хозяйства Ерлан НЫСАНБАЕВ отрапортовал: реклама о скупке рогов исчезла со всех казахстанских телеканалов. Как он заметил, размещение объявлений в СМИ о скупке рогов сайги способствует истреблению редких животных.
Дело остается за печатными изданиями. Ну, за нами не заржавеет. Однако как быть с теми листовками, которые висят на каждом столбе? Причём цены растут не по дням, а по часам. Ещё не так давно за пару рогов предлагалось 4 тысячи тенге, потом стало 10 тысяч, а буквально неделю назад появилась новая цена: теперь за два старых рога загадочный покупатель предлагает все 40 тысяч, рядом номер мобильного телефона. Абсолютная наглость, если учесть, что Уголовный кодекс РК запрещает приобретение и сбыт продукции животных, на которых запрещена охота. К слову, в январе этого года по приказу министра сельского хозяйства запрет на добычу сайги был продлен до 2020 года. И то, что кто-то предлагает продать «старые» рога, вовсе не избавляет его от ответственности. Что значит старые? Пару дней назад отпилены, месяц или пару лет? Откуда они? Понятно, что рога могут быть только у браконьеров.
Итак, что же там с этими объявлениями? Как говорит начальник отдела территориального управления лесного и охотничьего хозяйства Сактап АЛИПКАИРОВ, оперативные мероприятия совместно с правоохранительными органами по поимке людей, печатающих листовки, проводятся регулярно. Как уточняет пресс-секретарь ДВД области Гульназира МУХТАРОВА, пока ни один человек пойман не был. И это удивительно: что нынче за проблема вычислить человека по номеру его мобильника?
ВСТРЕТИМСЯ В мкр. АЛМАГУЛЬ
Мы позвонили на один такой номер. Трубку поднял мужчина, представившийся Ахметжаном. Он очень интересовался размером и состоянием рога, который якобы имелся у меня в наличии. Ахметжан сразу же предложил встретиться и купить у меня рог за 6 тысяч, но узнав, что рог маленький, не больше 15 сантиметров (врите по мелочам, и тогда вам поверят), обещал заплатить только 3 тысячи. А что касается объявления, в котором обещают 40 тысяч, так это цена за один килограмм, пояснил он, перед тем как отключиться. В общем, я без труда договорилась о встрече – в микрорайоне Алмагуль, возле супермаркета «Атаба». В любое время.
ПОЧЕМУ ЗА НИМИ ТАК ОХОТЯТСЯ?
Ответить на этот вопрос смогли на Атырауской противочумной станции. По словам заведующего лабораторией эпизоотологии и профилактики Федора САРАЕВА, рога антилопы используются в традиционной медицине Китая и Тибета.
По сведениям из интернета, рога сайгака стоят в одном ряду с рогом носорога и считаются едва ли не панацеей от всех болезней. Они обладают жаропонижающими и очищающими организм свойствами, используются при лечении лихорадок, многих заболеваний печени. Одна доза – это один-три грамма мелкого порошка рога, выпаренного или осажденного в воде. Основные полезные элементы – кератин, фосфат кальция и витамин А. Микроэлементы – алюминий, хром, медь, железо, марганец и цинк. Последний наиболее важен, поскольку считается, что он замедляет старение...
В прошлом году в Урумчи проходил международный семинар, посвященный сохранению степной антилопы. Гости из соседних стран предлагали китайской стороне подумать над тем, чтобы отказаться от сайгачьих рогов, заменив их каким-нибудь другим сырьем. Но у хозяев семинара эта идея энтузиазма не вызвала. Китайцев больше интересовала возможность легального импорта рогов – конфискованных у браконьеров или спиленных с животных, умерших от старости и болезней.
По словам Федора Александровича, всего в Казахстане три отдельных стада сайгаков – бетпакдалинская популяция, волгоуральская и устюртская. Последние две мигрируют через нашу область. «Мы выезжаем в степь два раза в год – весной и осенью, – говорит Сараев. – Командировка длится в среднем до пятнадцати дней, и честно могу сказать, что за последние пять лет я видел сайгака всего один раз. И то это было не стадо. Всего лишь три сайгака, и самцов среди них не было».
Общая же численность сайгаков в Казахстане за 2009 год, по данным научно-исследовательского института зоологии Казахстана, составляет 81 тысячу голов, в том числе волгоуральской популяции – 26,6 тысячи голов. Более поздней статистики пока нет, хотя нетрудно догадаться, что за два года их стало ещё меньше.
Штраф за одного убитого сайгака-рогача составляет 200 МРП (302 400 тенге). За самку или детеныша – 150 МРП. По Уголовному кодексу браконьеру светит срок до трех лет лишения свободы.
Анастасия ПАСТУХОВА
КСТАТИ
Ученые утверждают, что быстроногая степная антилопа помнит период до эпохи оледенения — она жила ещё в то время, когда по земле ходили мамонты, т. е. это животное — современник мамонта, шерстистого носорога, саблезубого тигра и других мастодонтов пещерного века.
Когда-то у казахов существовал негласный запрет на отстрел сайги. Считалось, что тот, кто убивает сайгу, навлекает проклятье на весь свой род. До сих пор аксакалы повторяют старую мудрость о том, что «степь без сайги – что свадьба без невесты».